1 Рабочая программа учебной дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка), утвержденного 12 мая 2014 года № 486, с учетом программы воспитания по специальности «Земельно-имущественные отношения» Разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» Снежко Светлана Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГОБЛОЖЕНИЕ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 Бухгалтерский учет и налогообложение является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05 Земельно –имущественные отношения (базовая подготовка). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - документировать и оформлять бухгалтерскими проводками хозяйственные операции по учету имущества и обязательств организации; - проводить налоговые и страховые расчеты; - участвовать в инвентаризации имущества и обязательств организации; - составлять бухгалтерскую отчетность, участвовать в контроле и анализе финансово – хозяйственной деятельности на ее основе; - ориентироваться в действующем налоговом законодательстве РФ; - принимать сущность и порядок расчета налогов; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; - основные требования к ведению бухгалтерского учета; - формы бухгалтерского учета; - учет денежных средств; - учет основных средств; - учет материальных активов; - учет долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; 4 - учет материально – производственных запасов; - учет затрат на производство калькулирование себестоимости; - учет готовой продукции и ее реализации; - учет текущих операций и расчетов; - учет труда и заработной платы; - учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению; - учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам; - учет финансовых результатов и использовании прибыли; - учет собственного капитала; - учет кредитов и займов; - учетную политику организации; - технологию составления бухгалтерской отчетности; - Налоговый кодекс РФ; - виды налогов в РФ и порядок их расчетов; - нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения; 1.4. Код. Наименование результата обучения (ПК, ОК) ОК 2 Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; ОК 3 Организовывать свою собственную деятельность. Определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК 5 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки о решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; 5 ПК 1.1 Составлять земельный баланс района; ПК 1.2 Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий; ПК 1.3 Готовит предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества; ПК 1.4 Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории; ПК 4.1 Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах; ПК 4.2 Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки; ПК 4.3 Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки; ПК 4.4 Рассчитывать сметную стоимость зданий сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками; ПК 4.5 Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией; ПК 4.6 Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области. Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа» Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 2 ЛР 4 ЛР 7 6 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных ЛР 9 веществ, азартных игр и т. д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой ЛР 10 безопасности, в том числе цифровой Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий ЛР 11 основами эстетической культуры Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности1 Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить ЛР 13 общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия лабораторные работы контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа Итоговая аттестация Объем часов 138 92 36 не предусмотрено 2 46 46 экзамен 7 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» Наименование № Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа разделов и тем урока обучающихся Раздел 1. Основы теории бухгалтерского учёта Тема 1.1 1 Предмет и метод бухгалтерского учета Предмет и метод 1.Понятие о предмете и методе бухгалтерского учёта. бухгалтерского 2.Понятие о документации, инвентаризации, оценке, системе синтетических и учета аналитических счетов с применением метода двойной записи. 3.Измерители, используемые в учёте. Объем часов ОК, ПК, ЛР 2 ОК 2 ОК 5 ЛР 2 ЛР 4, 9,11,13 2 Нормативные документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета 1.Пользователи бухгалтерской информации. 2.Основные нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет. 3.Анализ нормативных документов бухгалтерского учета и отчетности 2 Тема 1.2 Учетная политика организации 3 ПЗ 1 Анализ нормативных документов 1.Анализ нормативных документов бухгалтерского учета и отчетности 2 4 2 Тема 1.3 План счетов бухгалтерского учёта. Система счетов бухгалтерского учёта и двойная запись 5 Подготовиться к зачету 1 Самостоятельная работа 1 Счета бухгалтерского учета. Зачет 1 1.Понятие и характеристика счетов. 2.Различие между счетами синтетического и аналитического учёта. 3.Связь между счетами и балансом. Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись 1.Оборотные ведомости по счетам. Равенство итогов оборотной ведомости. 2.Принципы составление шахматных и сальдовых оборотных ведомостей. 3.Обоснование метода двойной записи, его контрольное и информационное значение. Система счетов бухгалтерского учета Самостоятельная работа 2 2 6 7 ОК 5 ЛР 4,9, 11,13 2 2 ОК 4 ЛР 4,7.9,10,11,13 8 8 9 10 11 12 Тема 1.4 Содержание бухгалтерского баланса. Типы хозяйственных операций 13 14 На основе данных для выполнения задачи: 1.Открыть счета бухгалтерского учета 2.Отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции за месяц способом двойной записи Двойная запись хозяйственных операций Самостоятельная работа 3 На основе данных для выполнения задачи: 3.Подсчитать обороты за месяц и конечные остатки 4.По данным счетов составить оборотный бухгалтерский баланс ОАО «Шанс» на 1 ноября 20__ г. ПЗ 2 Порядок записи на счетах бухгалтерского учёта 1.Проведение группировки счетов бухгалтерского учета. 2.Оформление счетов бухгалтерского учета ПЗ 3 Составление оборотных ведомостей 1.Проведение группировки счетов бухгалтерского учета. 2.Оформление счетов бухгалтерского учета 3.Оформление оборотной ведомости по синтетическим счетам бухгалтерского учета, шахматной оборотной ведомости ПЗ 4 Синтетические счета 1.Открыть бухгалтерские счета, записать остатки на начало отчетного периода (начальное сальдо). 2.Определить изменения в наличии и составе средств или их источников образования и указать корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной операции. ПЗ 5 Синтетические и аналитические счета 3.Записать хозяйственные операции на бухгалтерских счетах. 4. По каждому счету подсчитать обороты и определить остаток на конец отчетного периода (конечное сальдо). Зачет 2. Содержание бухгалтерского баланса 1.Бухгалтерский баланс, его содержание и структура. 2.Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций ПЗ 6 Заполнение форм бухгалтерского баланса 1.Определение типов изменения баланса. 2.Заполнение формы № 1 «Бухгалтерский баланс». 2 2 2 2 2 2 2 ОК 3 ПК 1.1 ЛР 4,9,10,11, 13 9 15 16 Тема 1.5 Формы бухгалтерского учёта 17 18 19 20 Раздел 2 Бухгалтерский учет Тема 2.1 21 Учет наличных о безналичные расчеты Составить оборотный баланс Самостоятельная работа 4 1.Открыть счета бухгалтерского учета 2.Отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции за месяц способом двойной записи 3.Составвить оборотную ведомость по синтетически счетам Составить бухгалтерский баланс Самостоятельная работа 5 1.Подсчитать обороты за месяц и конечные остатки 2.По данным счетов составить бухгалтерский баланс Зачет 3. Формы бухгалтерского учёта 1.Основные формы ведения бухгалтерского учёта: мемориально-ордерная, журнальноордерная, простая, упрощённая, автоматизированная. 2.Понятие об учётных регистрах. ПЗ 7 Журнально-ордерная форма учета 1.Составить корреспонденцию в журнале регистрации хозяйственных операций. 2.Составить начальный сальдовый баланс. 3.Записать хозяйственные операции в журнале-ордере, ведомости, главной книге. 4.Составить бухгалтерский баланс на конец отчетного периода Подготовиться к контрольной работе по разделу 1 Самостоятельная работа 6 Подготовиться к контрольной работе по разделу 1 Контрольная работа по разделу 1 Контрольная работа по разделу 1 Основы теории бухгалтерского учёта 2 Учёт денежных средств 1.Соблюдение организациями, работающими с наличными деньгами требований, установленных 2.Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. 3.Договор о полной материальной ответственности. 4.Использование различных форм проведения безналичных расчётов и документы, соответствующие этим формам (платёжное поручение, аккредитив, чек, платёжное требование, инкассовое поручение) 2 2 2 2 ОК 5 ЛР 4,9,10,11,13 2 2 ОК 4–5 ЛР 4,9,10,11,13 10 22 23 Тема 2.2 Учёт труда и его оплаты Тема 2.3 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам Тема 2.4 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению 24 25 26 27 28 29 5.Порядок заполнения кассовой книги. ПЗ 8 Заполнение кассовых документов 1.Оформить приходные и расходные кассовые ордера. 2.Составить корреспонденцию счетов в журнале регистрации хозяйственных операций. 3.Оформить отчет кассира. 4.Оформить журнал-ордер №1. главную книгу, бухгалтерский баланс. Подготовиться к зачету по счетам 50,51 Самостоятельная работа 7 Зачет по счетам 50,51. Учёт труда и его оплаты 1.Виды, формы и системы оплаты труда. 2. Порядок начисления заработной платы. 3.Состав удержаний из заработной платы. Налоговые вычеты из заработной платы. 4. Порядок начисления пособий по временной нетрудоспособности. 5.Премирование работников. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам 1.Источники основных налогов с юридических и физических лиц. 2.Бухгалтерские проводки по отражению основных налогов. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению 1.Порядок начисления и уплаты Единого социального налога. 2. Уплата налога в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. 3.Расчёты с Пенсионным фондом. Расчёты с Фондом обязательного медицинского страхования. 4.Расчёты с Фондом социального страхования. ПЗ 9 Решение задач по начислению заработной платы 1.Уяснить методику и учет расчетов по заработной плате, пособия по временной нетрудоспособности, суммы отпускных. Составить бухгалтерский баланс-брутто Самостоятельная работа 8 1.Открыть счета бухгалтерского учета, записать в счетах суммы начальных остатков по данным бухгалтерского баланса-брутто на 1 марта 20 г. Подготовиться к зачету по счетам 68,69, 70 Самостоятельная работа 9 2 2 2 ОК 5 ЛР 4.9,10,11,13 2 2 2 2 2 11 Тема 2.5 Учёт вложений во внеоборотные активы 30 Тема 2.6 Учёт основных средств 31 32 Тема 2.7 Учёт нематериальных активов 33 34 35 Зачет по счету 70. Учет вложений во внеоборотные активы 1.Определение внеоборотных активов. 2.Учёт долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. 3.Виды и оценка вложений во внеоборотные активы. 4.Источники финансирования вложений во внеоборотные активы. Учет основных средств 1.Отражение фактических затрат по приобретению основных средств и списание этих затрат. 2.Классификация основных средств. Оценка основных средств и порядок её изменения. 3.Учёт поступления и выбытия основных средств. 4.Порядок начисления и учёта амортизации основных средств. 5.Документы, учитывающие движение основных средств. ПЗ 10 Решение задач по учету основных средств 1.Определить остаточную стоимость основных средств 2.Определить финансовый результат от выбытия объектов основных средств Учет нематериальных активов 1.Понятие и классификация нематериальных активов. 2.Поступление, создание и выбытие НМА. 3. Особенности начисления амортизации по НМА. 4 Виды охранных документов и их разновидности. Первичная документация, связанная с поступлением и выбытием нематериальных активов. Составить бухгалтерский баланс-нетто Самостоятельная работа 10 1.Открыть счета бухгалтерского учета, записать в счетах суммы начальных остатков по данным бухгалтерского баланса-нетто на 1 марта 20 г. 2.Указать корреспонденцию счетов в журнале регистрации хозяйственных операций. 2 Подготовиться к зачету по счетам 01,02,08,91 Самостоятельная работа 11 2 2 ОК 5 ПК 1.3 ПК 4.1–4.6 ЛР 4,9,10,11,13 2 2 ОК 5 ЛР 4.9,10,11,13 2 12 Тема 2.8 Учёт материальнопроизводственных запасов 36 37 Тема 2.9 Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости 38 39 40 41 Тема 2.10 Учёт готовой продукции 42 43 Зачет по счета 01,02,08,91. Учет материально-производственных запасов 1. Понятие, классификация и оценка МПЗ. 2.Выбор метода учёта заготовления материалов. 3. Документальное оформление учёта движения материалов. 4.Учёт отпуска материалов в производство. Понятие неотфактурованных поставок и материалов в пути. ПЗ 11 Решение задач по учёту запасов Решить задачи по учету МПЗ Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости 1. Себестоимость продукции и её состав. 2. Классификация производственных затрат. 3. Калькулирование себестоимости. Полная и сокращённая производственная себестоимость. ПЗ 12 Решение задач по учёту затрат Решить задачи по учету затрат на основное производство Указать корреспонденцию счетов Самостоятельная работа 12 1.Открыть счета бухгалтерского учета, записать в счетах суммы начальных остатков по данным бухгалтерского баланса-брутто на 1 марта 20 г. 2.Указать корреспонденцию счетов в журнале регистрации хозяйственных операций. Произвести расчет распределения отклонений фактической себестоимости материалов от плановой Самостоятельная работа 13 1.Произвести расчет распределения отклонений фактической себестоимости материалов и реализованной продукции от плановой. 2.Записать на синтетических и аналитических счетах суммы по операциям. 3.Подсчитать обороты по дебету и кредиту счетов и определить конечные остатки. Учет готовой продукции и её реализации 1.Учёт поступления готовой продукции. 2.Оценка готовой продукции. 3.Учёт отгрузки (отпуска) готовой продукции покупателям и заказчикам. ПЗ 13 Решение задач по выбытию готовой продукции Решить задачи по выбытию готовой продукции 2 ОК 5 ЛР 4.9,10,11,13 2 2 ОК 5 ЛР 4,9,10,11,13 2 2 2 2 ОК 5 ЛР 4.9,10,11,13 2 13 Тема 2.11 Учёт собственного капитала 44 45 46 47 Тема 2.12 Учёт текущих операций 48 49 Учет собственного капитала Самостоятельная работа 14 1.Основные составляющие собственного капитала организации. 2. Уставный капитал и учёт его формирования. 3.Добавочный капитал. 4.Резервный капитал. 5.Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток). 6.Целевое финансирование. Учет текущих операций 1.Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. 2. Сроки расчётов и исковой давности. 3.Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками. 4.Учёт расчётов с покупателями и заказчиками. 5. Учёт расчётов с подотчетными лицами. 6.Учёт расчётов по предоставленным займам и по возмещению материального ущерба. Составить оборотную ведомость по счетам бухгалтерского учета Самостоятельная работа 15 1.Подсчитать обороты по дебету и кредиту счетов и определить конечные остатки. 2.Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам. Заполнить на конец года бухгалтерский баланс Самостоятельная работа 16 1.Подсчитать обороты по дебету и кредиту счетов и определить конечные остатки. 2.Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам. 3. Заполнить на конец года бухгалтерский баланс Учет текущих расчётов 1.Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. 2. Сроки расчётов и исковой давности. 3.Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками. 4.Учёт расчётов с покупателями и заказчиками. 5. Учёт расчётов с подотчетными лицами. 6.Учёт расчётов по предоставленным займам и по возмещению материального ущерба. ПЗ 14 Учет расчетов с подотчетными лицами Оформить журнал-ордер по счету 71 2 ОК 5 ЛР 4,9,10,11,13 2 2 2 2 ОК 5 ЛР 4,9,10,11,13 2 14 Тема 2.13 Учёт кредитов и займов 50 Тема 2.14 Учёт финансовых результатов и использование прибыли 51 52 53 54 55 56 57 58 Учет кредитов и займов Самостоятельная работа 17 1.Классификация кредитов. 2.Учёт займов. 3. Основные различия между договорами кредита и займа. Учёт финансовых результатов 1.Учёт доходов и расходов. по обычным видам деятельности 2.Операционные доходы и расходы. 3.Внереализационные доходы и расходы. 4.Чрезвычайные доходы и расходы. 5.Структура финансового результата деятельности предприятия. Порядок ведения управленческого учета Самостоятельная работа 18 1.Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам. 2.Заполнить на конец года бухгалтерский баланс. 2 ОК 5 ЛР 4.9,10,11,13 2 ОК 5 ПК 1.2 ЛР 4,9,10,11,13 Порядок ведения финансового учета Самостоятельная работа 19 1.Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам. 2.Заполнить на конец года бухгалтерский баланс. ПЗ 15 Решение задач по учету финансовых результатов 1.Определить финансовый результат от продажи готовой продукции Учет по счету 99 1.Порядок формирования прибыли и её использования. Учет по счету 84 1.Порядок формирования нераспределенной прибыли и её использования Подготовка к контрольной работе по разделу 2 Самостоятельная работа 20 1.Подготовиться к контрольной работе по разделу 2 «Основы налогообложения» Контрольная работа по разделу 2 Контрольная работа по разделу 2 «Бухгалтерский учет» 2 2 2 2 2 2 2 15 Раздел 3. Основы налогообложения. Тема 3.1 59 Основы законодательства РФ о налогах и сборах Основы 1.Налоговый Кодекс. Структура Налогового кодекса РФ. законодательства 2.Нормативные акты, регулирующие, отношения организаций и государства в области РФ о налогах и налогообложения. сборах 3.Экономическая сущность налогов. Объекты налогообложения. Принципы построения налоговой системы, её элементы. 60 ПЗ 16 Налоговая система РФ, элементы налогообложения Оформить элементы налогообложения: 1.Объект налогообложения (ст.38 НК РФ); 2.Налоговая база (ст.53 НК РФ); 3.Налоговая ставка (ст.53 НК РФ); 4.Налоговый период (ст.55 НК РФ); 5.Порядок исчисления налога (ст.52 НК РФ); 6.Порядок уплаты налогов (ст.58 НК РФ); 7.Сроки уплаты (ст.57 НК РФ); 8.Налоговые льготы (ст.56 НК РФ); 61 Виды налогов в РФ 1.Виды налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации 2. Основные виды федеральных налогов, методика их расчёта. 3.Региональные налоги, специфика их расчёта. 4.Местные налоги и их роль в местном самоуправлении. Тема 3.2 62 ПЗ 17 Определение налоговой базы по НДС Виды налогов в 1.Налог на прибыль Российской 2.Налог на добычу полезных ископаемых Федерации и 3.НДС порядок их расчёта 4.НДФЛ 5.Социальный взнос 6.Водный налог 7.Акцизы 63 Выполнить творческие работы по разделу 3 Самостоятельная работа 21 тематика творческих работ 2 2 ОК 5 ЛР 4,9,10,11,13 2 2 ОК 5 ЛР 4.9,10,11,13 2 16 64 65 66 Тема 3.3 Налоговый контроль за соблюдением законодательства 67 68 69 История возникновения налогов и их необходимость. Налоговая реформа в России. Подоходное обложение физических лиц. Исторический аспект. Написать доклад Самостоятельная работа 22 ПЗ 18 Определение налоговой базы по региональным налогам 1.Налог на имущество организаций 2.Транспортный налог Определение налоговой базы по местным налогам 1.Земельный налог 2.Налог на имущество физических лиц Налоговый контроль за соблюдением законодательства Оформить конспект по вопросам: 1.Понятие налогового контроля за соблюдением законодательства. 2.Ответственность за налоговые правонарушения. Подготовка к контрольной работе по разделу 3 Самостоятельная работа 23 Подготовиться к контрольной работе по разделу 3«Основы налогообложения» Контрольная работа по разделу 3 Контрольная работа по разделу 3 «Основы налогообложения» ВСЕГО ЧАСОВ АУДИТОРНЫХ ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ 2 2 2 2 ОК 5 ЛР 4,9,10,11,13 2 138 92 36 17 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): а) для слепых: - присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; - выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); б) для слабовидящих: - обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; - при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; - учебно-методические материалы оформляются увеличенным шрифтом; в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: - обеспечивается надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации; - по их желанию промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме; г) с нарушениями опорно – двигательного аппарата: - организуется безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения, рабочего места. 18 3.2 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Бухгалтерского учета Оборудование учебного кабинета Бухгалтерского учета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект бланков; - комплект учебно-методической документации; - калькуляторы. Технические средства обучения компьютер и мультимедиапроектор. 19 3.3 Иформационное обеспечение обучения Нормативно-правовые акты 1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г. с изменениями и дополнениями 2. Положения по бухгалтерскому учету. 3. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), по порядку формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. 4. Трудовой кодекс Р.Ф. 5. Налоговый кодекс РФ. 6. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94-н. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкцию по его применению. Учебная литература 7. Астахов В. П. «Теория бухгалтерского учета». Ростов-на-Дону, 2018 8. Головизнина А.Т. и др. «Теория бухгалтерского учета». Москва, 2018 9. Русалева Л. А. «Теория бухгалтерского учета». Ростов-на-Дону, 2019 10. Кондраков Н. Б. «Бухгалтерский учет». Москва, 2019 11. Расторгуева Р. Н. «Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях». Москва, 2002 12. Любушин Н. П. под ред., Варпаева И. А. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, Москва 2021 20 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований. промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты обучения ОК 2 Анализировать социальноэкономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; ОК 3 Организовывать свою собственную деятельность. Определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК 5 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки о решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ПК 1.1 Составлять земельный баланс района; ПК 1.2 Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий; ПК 1.3 Готовит предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества; ПК 1.4 Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории; ПК 4.1 Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах; ПК 4.2 Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки; ПК 4.3 Обобщать результаты, полученные Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки результатов обучения практические Знает: занятия, нормативное самостоятельная регулирование бухгалтерского учета и работа, выполнение отчетности; основные требования к индивидуальных заданий, ведению тестирование, бухгалтерского учета; формы бухгалтерского оценка деятельности на практических учета; учет денежных средств; занятиях, учет основных средств; устный экзамен учет материальных активов; учет долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; учет материальнопроизводственных запасов; учет затрат на производство и калькулирование себестоимости; учет готовой продукции и ее реализации; учет текущих операций и расчетов; учет труда и заработной платы; учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению; учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам; учет финансовых результатов и 21 подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки; ПК 4.4 Рассчитывать сметную стоимость зданий сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками; ПК 4.5 Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией; ПК 4.6 Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области. Уметь: документировать и оформлять бухгалтерскими проводками хозяйственные операции по учёту имущества и обязательств организации; проводить налоговые и страховые расчёты; участвовать в инвентаризации имущества и обязательств организации составлять бухгалтерскую отчётность, участвовать в контроле и анализе финансово-хозяйственной деятельности на её основе; ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации; понимать сущность и порядок расчёта налогов. Знать: нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; основные требования к ведению бухгалтерского учета; формы бухгалтерского учета; учет денежных средств; учет основных средств; учет материальных активов; учет долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; учет материально-производственных запасов; учет затрат на производство и калькулирование себестоимости; учет готовой продукции и ее реализации; учет текущих операций и расчетов; учет труда и заработной платы; использования прибыли; учет собственного капитала; учет кредитов и займов; учетную политику организации; технологию составления бухгалтерской отчётности; Налоговый кодекс Российской Федерации; виды налогов в Российской Федерации и порядок их расчётов; Нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения Умеет оценивать различные изменения в хозяйственных операциях, определять результат изменений в бухгалтерском балансе практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий, тестирование, оценка деятельности на практических занятиях, устный экзамен Умеет анализировать изменения в хозяйственных операциях и определять их влияние на валюту бухгалтерского баланса Форма: процесс практической деятельности (работа в микрогруппах). Метод: наблюдение в стандартной ситуации, устные ответы в микрогруппах, тестирование. Оценка работы по рабочим тетрадям, 22 учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению; учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам; учет финансовых результатов и использования прибыли; учет собственного капитала; учет кредитов и займов; учетную политику организации; технологию составления бухгалтерской отчётности; Налоговый кодекс Российской Федерации; виды налогов в Российской Федерации и порядок их расчётов; Нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения. Личностные результаты ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т. д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях результатов практических работ, тестовых работ Умеет составлять Форма: процесс корреспонденцию практической счетов деятельности (работа в микрогруппах) Метод: анализ продуктов деятельности студентов Оценка работы по рабочим тетрадям, результатов практических работ, тестовых работ ЛР 4 Форма: процесс практической деятельности (выполнение практических заданий, участие в решении теоретических проблем). Метод: наблюдение в стандартной ситуации, анализ продуктов деятельности студентов. Оценка устных ответов, результатов практических работ, самостоятельных работ, Форма: процесс практической деятельности (работа в рабочих 23 ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры ЛР 13 Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности тетрадях). Форма: процесс практической деятельности (выполнение практических заданий, участие в групповой работе). Метод: анализ продуктов деятельности студентов. Оценка устных ответов, результатов практических работ, самостоятельных работ, выполнение творческих работ. Оценка результатов экзамена 24 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 Бухгалтерский учет и налогообложение специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» 3 курс, группа 31-ЗИО 25 СОДЕРЖАНИЕ 4.1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 4.1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 4.1.2 Формы промежуточной аттестации 4.1.3 Описание процедуры экзамена 4.1.4 Критерии оценки на экзамене 4.2 Комплект «Промежуточная аттестация» 4.2.1 Экзаменационные вопросы 4.2.2 Типовые практические задания 26 4.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 4.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания. Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: документировать и оформлять бухгалтерскими проводками хозяйственные операции по учёту имущества и обязательств организации; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий, тестирование, оценка деятельности практических занятиях, проводить налоговые и устный экзамен страховые расчёты; участвовать в инвентаризации имущества и обязательств организации составлять бухгалтерскую отчётность, участвовать в контроле и анализе финансово-хозяйственной деятельности на её основе; ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации; понимать сущность и порядок расчёта налогов. Знать: нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; основные требования к ведению бухгалтерского учета; формы бухгалтерского учета; Наименование оценочного средства практические занятия, самостоятельная работа, устные опросы, тестирование, устный экзамен Выполнения практических занятий: Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы на по темам: 1.План счетов бухгалтерского учета. Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись. 2. Содержание бухгалтерского баланса. Типы хозяйственных операций. 3.по разделу «Бухгалтерский учет» Контрольная работа по разделам: Основы теории бухгалтерского учета Бухгалтерский учет Основы налогообложения Экзаменационные билеты Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по темам: 1.План счетов бухгалтерского учета. Система счетов бухгалтерского учета и 27 учет денежных средств; учет основных средств; учет материальных активов; учет долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; учет материальнопроизводственных запасов; учет затрат на производство и калькулирование себестоимости; учет готовой продукции и ее реализации; учет текущих операций и расчетов; учет труда и заработной платы; учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению; учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам; учет финансовых результатов и использования прибыли; учет собственного капитала; учет кредитов и займов; учетную политику организации; технологию составления бухгалтерской отчётности; Налоговый кодекс Российской Федерации; виды налогов в Российской Федерации и порядок их расчётов; нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения. двойная запись. 2. Содержание бухгалтерского баланса. Типы хозяйственных операций. 3.по разделу «Бухгалтерский учет» Тестирование по темам: 1.Предмет и метод бухгалтерского учета 2.План счетов бухгалтерского учета. Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись. 3. Содержание бухгалтерского баланса. Типы хозяйственных операций. 4.Регистры и формы бухгалтерского учета. 5.Учет наличных и безналичных расчетов. 6.Учет труда и его оплаты. 7.Учет основных средств. Контрольная работа по разделам: Основы теории бухгалтерского учета Бухгалтерский учет Основы налогообложения Экзаменационные билеты Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы оценки. 4.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации № семестра 5 Формы промежуточной аттестации Форма проведения Экзамен Устный экзамен по билетам 28 4.1.3 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКЗАМЕНА Процедура экзамена устанавливает уровень сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний по материалу, изучаемому в семестре. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - документировать и оформлять бухгалтерскими проводками хозяйственные операции по учету имущества и обязательств организации; - проводить налоговые и страховые расчеты; - участвовать в инвентаризации имущества и обязательств организации; - составлять бухгалтерскую отчетность, участвовать в контроле и анализе финансово – хозяйственной деятельности на ее основе; - ориентироваться в действующем налоговом законодательстве РФ; - принимать сущность и порядок расчета налогов; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; - основные требования к ведению бухгалтерского учета; - формы бухгалтерского учета; - учет денежных средств; - учет основных средств; - учет материальных активов; - учет долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; - учет материально – производственных запасов; - учет затрат на производство калькулирование себестоимости; - учет готовой продукции и ее реализации; - учет текущих операций и расчетов; - учет труда и заработной платы; - учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению; - учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам; - учет финансовых результатов и использовании прибыли; - учет собственного капитала; 29 - учет кредитов и займов; - учетную политику организации; - технологию составления бухгалтерской отчетности; - Налоговый кодекс РФ; - виды налогов в РФ и порядок их расчетов; - нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения; Количество заданий для студента: два теоретических вопроса и практическое задание. Время выполнения каждого задания и максимальное время на экзамен: Задание № 1–10 мин./час. Задание № 2–10 мин. Практической задание – 10 мин. /час Всего на экзамен 30 мин./час. Условия выполнения заданий Помещение: учебная аудитория. Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности. Оборудование: калькулятор для выполнения расчетов. Перечень справочной и нормативной литературы для использования на экзамене: 1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкции по его применению 4.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ЭКЗАМЕНЕ Таблица 4 – Критерии оценки на экзамене № Критерии оценки п/п 1. Владеет эмоционально- психологической устойчивостью при выполнении экзаменационных заданий и объяснении представленных ответов 2. Предоставляет в срок ответ по экзаменационным вопросам (выполнение экзаменационных заданий в течение 30 минут); 3. Отражает межпредметную связь по дисциплинам экономического цикла, т.е. глубину содержания ответов на экзаменационные вопросы, их обоснованность и убедительность. 4. Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения практического задания в билете (самостоятельно и правильно составил корреспонденцию счетов, согласно представленному заданию) оценка самооце нка 30 5. 6. Использует методы: сравнения, экономико – математический, монографический, экспериментальный в различных видах профессиональной и социальной деятельности (правильно рассчитывает валюту бухгалтерского баланса, себестоимость продукции, остаточную стоимость основных средств, налоги) Объяснение результатов решения практического задания Всего баллов Критерии баллов ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 21–24 балла «5» 17–20 балла «4» 14–16 балла «3» менее 14 балла «2» Критерии оценки: 0 признак не проявлен 1. признаки имеет единственное проявление 2. признак имеет частичное проявление 3. признак проявлен не в полном объеме 4 признак проявлен в полном объеме 4.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ» 4.2.1 Экзаменационные вопросы 1 раздел: Основы теории бухгалтерского учёта 1.Понятие о хозяйственном учёте, виды хозяйственного учёта: оперативный, статистический, бухгалтерский. 2.Задачи и основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту. 3.Нормативные документы, регламентирующие и регулирующие организацию бухгалтерского учёта. 4.Учётная политика организации: определение, значение. 5.Имущество организации, классификация, источники образования. 6.Бухгалтерский баланс, назначение и структура, влияние хозяйственных операций на баланс. 7.Счета бухгалтерского учёта, их содержание и порядок записи информации на счетах 8.Строение счетов бухгалтерского учёта: активные, пассивные, активнопассивные. 9.Двойная запись хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта, её сущность и контрольное значение. 10.Счета синтетического и аналитического учёта, их назначение и взаимосвязь 31 11.Учётные регистры: понятие, виды и формы. 12.Формы бухгалтерского учёта, их виды и особенности, характеристика. 2 раздел: Бухгалтерский учет 13. Документальное оформление и порядок ведения кассовых операций. Синтетический учет операций по кассе. 14. Безналичные расчеты в РФ. Порядок открытия расчетного счета. Учет по счету 51 «Расчетный счет». 15. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 16.Учет расчетов с покупателями и заказчиками. 17.Понятие подотчетного лица. Учет расчетов с подотчетными лицами. 18. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. 19. Учет расчетов по оплате труда. 20.Первичная документация по оплате труда. Задачи учета расчетов по оплате труда. Виды и формы заработной платы. Порядок начисления пособия по временной нетрудоспособности. 21.Классификация основных средств, задачи учета основных средств. Первичная документация по учету основных средств. 22.Учет приобретения основных средств. 23.Учет амортизации основных средств. 24.Учет выбытия основных средств. 25.Классификация предметов труда, задачи учета производственных запасов. Учет производственных запасов. 26.Учет затрат на основное производство. 27.Учет общехозяйственных расходов. Учет общепроизводственных расходов. 28.Учет готовой продукции. 29.Учет реализации готовой продукции. 30.Учет уставного капитала. 31.Учет резервного и добавочного капитала. 32.Учет прибылей и убытков. 33.Учет нераспределенной прибыли. 32 3 раздел: Основы налогообложения 34.Налоговый кодекс, его структура. 35.Нормаитивные акты, регулирующие, отношения организаций и государства в области налогообложения. 36.Экономическая сущность налогов. Объекты налогообложения. 37.Принципы построения налоговой системы, ее элементы. 38.Виды налогов: Система налогов и сборов в Р.Ф. 39.Классификация и систематизация налогов по видам. 40.Налоговые правонарушения и виды ответственности за них. 4.2.2 Типовые практические задания 1.Восстановить содержание хозяйственной операции: ДТ 26 КТ 70 ДТ 26 КТ 69 ДТ 26 КТ 02 ДТ 26 КТ 10 ДТ 26 КТ 60 ДТ 20 КТ 26 2.Составить бухгалтерский баланс-нетто, баланс-брутто Наименование счетов касса задолженность подотчетного лица расчетный счет незавершенное производство материалы топливо задолженность по оплате труда задолженность по краткосрочным кредитам задолженность перед бюджетом уставный капитал задолженность пред поставщиками основные средства амортизация основных средств Сумма, т.р. 118 6 8792 3739 28905 400 3444 4000 2000 39399 5686 19980 7461 3.Предприятие реализовало продукцию по себестоимости 278.000руб. за 419.000 руб. Отразите операцию проводками с учетом НДС и налога на прибыль. 4.Предприятие реализовало основное средство с балансовой стоимостью 210 000 руб. с износом 80 % за 40 000 руб. отразите операцию проводками с учетом движения НДС и налога на прибыль. 33 5.Предприятие израсходовало гвозди со склада на ремонт жилья стоящего на его балансе 21 кг по 51 руб. за 1 кг. Отразите операцию проводками с учетом движения НДС. 6. Предприятие оказало транспортные услуги работнику на 496 руб. в счет заработной платы. Отразите операцию проводками с учетом НДС. 7.Составить корреспонденцию счетов: 1.Начислен налог на имущество; 2.Начислен налог на прибыль; 3.Удержан НДФЛ; 4.Начислен ЕСС 34