1 Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с примерной программой, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация с/х» (углубленная подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2014 №349, с учетом рабочей программы воспитания по специальности «Электрификация и автоматизация с/х» Разработчик: Тихонов Олег Владимирович – преподаватель ГБПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», высшая категории. Коробейникова Ольга Викторовна - преподаватель ГБПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж», первая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……….4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………...…….5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ……………….11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…13 5.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»…………………………….…..14 3 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.08 «Электрификация и автоматизация с/х» (углубленная подготовка) 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Физическая культура» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - о роли Физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - основы здорового образа жизни. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. 1.4 Код . Наименование результата обучения (ОК) Результатом освоения дисциплины является овладение студентами общими компетенциями (ОК 2,3,6): ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Готовность к служению Отечеству, его защите Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь ЛР 1 ЛР 3 ЛР 7 ЛР 12 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация 9 семестр 10 семестр Объем часов 100 50 48 50 зачет диф. зачет 6 2.2. Тематический план и содержание УД Физическая культура № урок а Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Теория. Физические способности человека и их развитие 1. Введение. Физические Знать: влияние опасных способности человека и производственных факторов на здоровье их развития. человека, оздоровительных систем Прикладная физическая физического воспитания на укрепление культура. Техника здоровья, профилактику профзаболеваний, безопасности, ГТО. вредных привычек и увеличение продолжительности жизни. Уметь: составить комплекс производственной гимнастики, физкультуры, выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации 2. Комплекс утренней Самостоятельная работа №1 гимнастики. ГТО. Выполнение комплекса утренней гимнастики Раздел 2 Общая физическая подготовка. Гимнастика. 3. Гимнастика, ОФП. Техника выполнения упражнения Кросс, силового характера, скоростно-силовых общеразвивающие упражнений, выполнение упражнений на упражнения подвижность и координацию 4. Гимнастика , ОФП. Техника выполнения упражнения Кросс бег 100м (ГТО) силового характера, скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 5. ОФП. Кросс бег юноши Техника выполнения упражнения 1000м, девушки 500 м силового характера, скоростно-силовых упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию 6. Гимнастика , ОФП. Техника выполнения упражнения Кросс, силового характера, скоростно-силовых общеразвивающие упражнений, выполнение упражнений на упражнения юноши подвижность и координацию 3000м, девушки 2000м 7. Гимнастика. Оценка Техника выполнения упражнения физических качеств. силового характера, скоростно-силовых ГТО упражнений, выполнение упражнений на подвижность и координацию. Отжимания, подтягивания, наклон, поднимание туловища. Объем часов Коды ЛР формиров анию которых способств ует элемент программ ы 2 ЛР1,3,12 ОК 2 2 2 ЛР1,3,7,1 2 ОК 3 2 2 2 2 7 8. Общая физическая подготовка. Гимнастика. Самостоятельная работа №2 Комплекс утренней гимнастики 2 9. Общая физическая подготовка. Самостоятельная работа №3 Общеразвивающие упражнения 2 10. Гимнастика. 2 11. Гимнастика. Отжимание. Самостоятельная работа №4 Общеразвивающие упражнения Самостоятельная работа №5 Общеразвивающие упражнения 12. Гимнастика. Подтягивание. Сдача норм ГТО. 2 Раздел 3 Спортивные игры. Баскетбол. 13. Баскетбол. Учебная игра. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Введение и передача. 14. 15. 16. 17. 2 2 Баскетбол. Учебная игра. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. С заданием. Баскетбол. Учебная игра. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Правила. 2 Баскетбол. Учебная игра. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Баскетбол. Учебная игра. Техника ведения и передачи меча. Двухсторонняя игра. Развитие прыгучести. 2 Раздел 4 Спортивные игры. Волейбол. 18. Волейбол. Учебная игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; Передача мяча. техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 19. Волейбол. Учебная игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; Подачи мяча. техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 20. Волейбол. Учебная игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; С заданием. техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. 21. Волейбол. Учебная игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; Праила. техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. ЛР7 ОК 6 2 2 2 ЛР7 ОК 6 2 2 2 8 24. Спортивные игры. Баскетбол. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Техника приема и передачи меча сверху двумя руками; техника приема и передачи меча снизу двумя руками; техника верхней и нижней подачи меча; двухсторонняя игра. Самостоятельная работа №6 Посещение секций 25. Спортивные игры. Волейбол. Самостоятельная работа №7 Посещение секций 2 26. Спортивные игры. Футбол. Самостоятельная работа №8 Посещение секций 2 27. Спортивные игры Самостоятельная работа №9 Посещение секций 2 22. Волейбол. Учебная игра. 23. Волейбол. Учебная игра. Развитие гибкости. Раздел 5 Легкая атлетика 28. Легкая атлетика. Техники бега на короткие дистанции. «Низкий» старт. 2 2 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. 2 техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. 2 ЛР3,12 ОК 2 Зачет - 60 м 29. Легкая атлетика. Бег 100м. (ГТО) 30. Легкая атлетика. Эстафетный бег. 31. Легкая атлетика. Бег 300м. 32. Легкая атлетика. Бег по пересеченной местности. 33. Легкая атлетика. Подвижные игры. 2 2 2 2 9 Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. техника специальных упражнений бегуна. Техника высокого и низкого старта. Техника на короткие дистанции. Техника эстафетного бега. Самостоятельная работа №10 Посещение секций 34. Легкая атлетика. Передача эстафетной палочки. 35. Лѐгкая атлетика .Бег1000м. Зачет. 36. Лѐгкая атлетика. 100м. 37. Лѐгкая атлетика1000м. Самостоятельная работа №11 Подготовка к сдаче норм ГТО 2 38. Лѐгкая атлетика Самостоятельная работа №12 Сдача норм ГТО 2 Самостоятельная работа №13 Туристический поход. Преодоление естественных препятствий. Разведение костра. Установка палатки. Приготовление пищи. Самостоятельная работа №14 Туристический поход. Преодоление естественных препятствий. Разведение костра. Установка палатки. Приготовление пищи. Самостоятельная работа №15 Туристический поход. Преодоление естественных препятствий. Разведение костра. Установка палатки. Приготовление пищи. Самостоятельная работа №16 Туристический поход. Преодоление естественных препятствий. Разведение костра. Установка палатки. Приготовление пищи. Самостоятельная работа №17 Туристический поход. Преодоление естественных препятствий. Разведение костра. Установка палатки. Приготовление пищи. Самостоятельная работа №18 Туристический поход. Преодоление естественных препятствий. Разведение костра. Установка палатки. Приготовление пищи. 2 Раздел 7. Туризм 39. Туризм. ГТО 40. Туризм. ГТО. Поход. 41. Туризм. ГТО. Планирование. 42. Туризм. ГТО. Разведение костра. 43. Туризм. ГТО. Установка палаток. 44. Туризм. ГТО. Полоса препятствий. 2 2 2 2 2 2 2 2 Раздел 8. Плавание 10 45. Плавание. ГТО. 25м. Преодоление водной дистанции. 2 46. Плавание. ГТО.50м. Преодоление водной дистанции. 2 47. Плавание. ГТО.100м Преодоление водной дистанции. 2 48. Плавание. ГТО. Кросс. Преодоление водной дистанции. 2 49. Плавание. ГТО. Брасс. Преодоление водной дистанции. 2 50. Плавание. ГТО ВСЕГО ЧАСОВ АУДИТОРНЫХ Преодоление водной дистанции. 2 ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 100 50 48 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета спортивного зала, открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы. Технические средства обучения музыкальный центр, видеопроектор, видеоплеер, персональный компьютер, экран, фотоаппарат, видеокамера и необходимые к ним (аудио- видеозаписи, учебно- методическая литература и тп.), инвентарь (секундомеры, волейбольные и баскетбольные мячи, скакалки, гимнастические маты, лыжный инвентарь). 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2005. 2. Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2002. 3. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб.пособия для студентов СПО. — М., 2005. 4. Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2003. 5. Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2006. 6. Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2003. 7. Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2002. 8. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. — М., 2002. 9. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2006. 12 10. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2002. 11. Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2005. 12. Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб.пособие для вузов. — М., 2006. 13. www.ГТО.ru 14. www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации). 15. www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»). 16. www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России). 17. www.goup32441.narod.ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). 13 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА Результаты обучения1 ЛР1Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Критерии оценки Методы оценки Участие в спортивных играх соревнования Участие и взятие призовых мест в соревнованиях по различным видам спорта Результаты соревнований ГТО Сдача норм ГТО Выполнение норм ГТО ЛР3 Готовность к служению Отечеству, Нормы ГТО его защите Зачеты Развитие физических качеств Сдача контрольных нормативов и норм ГТО ЛР7 Навыки сотрудничества со Работает в группе. Наблюдение сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, Выполняет упражнения в парах общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности ЛР12 Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь Зачѐт Знание техники Наблюдение безопасности на уроках Демонстрация отношения к Сдача нормативов основам здорового образа Домашнее задание жизни Умение составлять и выполнять комплексы: утренней гимнастики, для развития физических качеств, общеразвивающих упражнений 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 14 Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания уметь: использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения -Посещаемость занятий -Сдача контрольных нормативов -Зачеты -Участие в соревнованиях, -Сдача норм ГТО -Посещение секций знать: - о роли Физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - основы здорового образа жизни. 15 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1. Назначение контрольно – измерительных материалов. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения студентами Федерального компонента государственного стандарта. 2. Документы, определяющие содержание на зачете. Содержание зачета определяется на основе следующих документов: 1) Примерная программа «Физическая культура» для профессий начального образования и специальностей среднего профессионального образования, разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 2) Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» 3. Подходы к отбору содержания на зачете: Для зачета взяты следующие темы: - Основы здорового образа жизни; - Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями; - Средства физической культуры в регулировании работоспособности; - Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста; -Практическая часть (Учебно- тренировочная); -Гимнастика; -Спортивные игры; -Лыжная подготовка; -и др. Число заданий, проверяющих содержание отдельных разделов курса. В зачете используются задания разных типов, форма задания обеспечивает его адекватность проверяемым умениями. 4. Структура зачета: 16 Теоретическая часть: 1. Составить комплекс утренней гимнастики. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 2. Составить комплекс обще развивающих упражнений. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 3. Составить комплекс производственной гимнастики. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 4. Составить комплекс релаксационной гимнастики и силовой комплекс. Оценка 5 12 упражнений. Оценка 4 8 упражнений. Оценка 3 5 упражнений. 17 ПРИМЕРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ № п/п 1 Физические способности Скоростные Контроль-ное упражнение (тест) Бег 30 м, с Возраст, лет 16 17 2 3 4 Координационные Челночный бег 310 м, с Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см Выносливость 6-минутный бег, м 5 Гибкость 6 Силовые 16 17 16 17 Наклон вперед из положения стоя, см Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки) Оценка 5 4,4 и выше 4,3 Юноши 4 5,1–4,8 5,0–4,7 7,3 и выше 7,2 8,0–7,7 230 и выше 240 195–210 7,9–7,5 205–220 16 1500 и 1300– выше 1400 17 1500 16 17 16 17 15 и выше 15 11 и выше 12 1300– 1400 9–12 9–12 8–9 9–10 Девушки 3 5 4 3 5,2 и 4,8 и 5,9– 6,1 и ниже выше 5,3 ниже 5,2 4,8 6,1 5,9– 5,3 8,2 и 8,4 и 9,3– 9,7 и ниже выше 8,7 ниже 8,1 8,4 9,6 9,3– 8,7 180 и 210 и 170– 160 и ниже выше 190 ниже 190 210 160 170– 190 1100 1300 и 1050– 900 и и выше 1200 ниже ниже 1100 1300 900 1050– 1200 5и 20 и 12–14 7 и ниже выше ниже 5 20 12–14 7 4и 18 и 13–15 6 и ниже выше ниже 4 18 13–15 6 18 ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Тесты 1.Бег 3000 м (мин, с) 2.Бег на лыжах 5 км (мин, с) 3.Плавание 50 м (мин, с) 4.Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге) 5 12,30 25,50 45,00 10 Оценка в баллах 4 14,00 27,20 52,00 8 3 б/вр б/вр б/вр 5 5.Прыжок в длину с места (см) 230 210 190 6.Бросок набивного мяча 2кг из-за головы (м) 9,5 7,5 6,5 7.Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине (количество раз) 13 11 8 8.Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз) 12 9 7 9.Координационный тест — челночный бег 310 м (с) 10.Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз) 7,3 8,0 8,3 7 5 3 11.Гимнастический комплекс упражнений: – утренней гимнастики; – производственной гимнастики; – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) до 9 до 8 до 7,5 19 ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Тесты Оценка в баллах 4 3 13,00 б/вр 1.Бег 2000 м (мин, с) 5 11,00 2.Бег на лыжах 3км (мин, с) 19.00 21,00 б/вр 3.Плавание 50 м (мин, с) 1,00 1,20 б/вр 4.Прыжки в длину с места (см) 190 175 160 5.Приседание на одной ноге, опора о стену (количество раз на каждой ноге) 8 6 4 6.Силовой тест — подтягивание на низкой перекладине (количество раз) 20 10 5 7.Координационный тест — челночный бег 310 м (с) 8.Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м) 8,4 9,3 9,7 10,5 6,5 5,0 до 9 до 8 до 7,5 9.Гимнастический комплекс упражнений: – утренней гимнастики – производственной гимнастики – релаксационной гимнастики (из 10 баллов) Оценка уровня студента по физической культуре в конце учебного года выставляется на основании среднего балла за сдачу всех тестов по физической подготовленности. Итоговая оценка студента выставляется с учетом посещаемости в процентном соотношении ( 90 процентов от общего количества часов). 20 21