Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» (углубленная подготовка), утвержденного 07 мая 2014 года № 457, с учетом программы воспитания по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» Разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» Приемщиков А.Е., преподаватель высшей квалификационной категории СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к общепрофессиональным дисциплинам, входит в профессиональный цикл. 1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные положения Конституции Российской Федерации; - права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; - понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; - законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; - права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - использовать необходимые нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; - защищать свои права в соответствии с законодательством. 1.4.Формируемые компетенции и личностные результаты ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственности за работу членов команды, за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9.Ориентироватся в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Профессиональные коипетенции ПК 1.1. - 1.5 ПК 2.1 - 2.4 ПК 3.1 – 3.5 ПК 4.1 – 4.7 Личностные результаты ЛР1.Осознающий себя гражданином и защитником великой страны ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе: Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося В том числе, домашние работы: подготовка рефератов, презентаций, сообщений. Итоговая аттестация Объём часов 51-Э 75 50 14 2 25 25 дифференцированный зачёт 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, Объём лабораторные и практические работы, часов самостоятельная работа Раздел 1. Правовое регулирование экономических отношений. 1.Правовое 1.Предпринимательская деятельность, 2 регулирование её признаки, виды и функции. предпринимательской 2.Предпринимательские отношения деятельности. как предмет правового регулирования. 3.Частно–правовое и публично– правовое регулирование предпринимательской деятельности. ЛР1.Осознающий себя гражданином и защитником великой страны ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих 2. Субъекты 1.Субъекты предпринимательской 2 предпринимательской деятельности их признаки и виды. деятельности. 2.Признаки права собственности и формы собственности. 3.Индивидуальный предприниматель и предпринимательская правоспособность. 4.Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. 5.Утрата статуса ИП. ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих Самостоятельная работа 1: 1.Изучение вопроса субъекты 3. Субъекты предпринимательской деятельности, предпринимательской не являющиеся собственниками деятельности. имущества. 2 2. Придумать виртуальную предпринимательскую деятельность в ЛР ЛР1 ЛР3 ЛР3 форме ИП. 4. Юридические лица. 5. Юридические лица. 6.Несостоятельность субъектов предпринимательской деятельности. 7. П З 1 Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. 1.Понятие и признаки юридического лица. 2.Создание юридического лица. Учредительные документы. 3.Реорганизация и ликвидация юридических лиц. ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих Самостоятельная работа 2: 1.Подготовка к семинарскому занятию по теме «Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности» 1.Понятие несостоятельности и признаки банкротства. 2.Процедура рассмотрения вопросов о банкротстве в арбитражном суде. 3.Акты, как решение суда. ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих Практическое занятие 1 Содержание учебного материала. 1.Опираясь на гл.3 ГК РФ, определить параметры гражданской дееспособности, подготовить документы для государственной регистрации индивидуального предпринимателя. 2.Решение задач по теме «Организационно - правовые формы юридических лиц». 3.Составление схемы «Виды юридических лиц», отразив все известные классификации. ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан 2 ЛР3 2 2 ЛР3 2 ЛР3 России. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих 8.Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов. 9. Способы приобретения права собственности, прекращение права собственности, 10.Гражданскоправовые договоры. 11.Гражданскоправовые договоры. 1.Понятие имущества и его виды. 2.Формирование имущественной базы. 3.Правовой режим недвижимого имущества. 4.Право собственности и иные вещные права на имущество. ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих Самостоятельная работа 3: 1.Изучение вопросов: способы приобретения права собственности, прекращение права собственности, общая собственность (общая долевая, общая совместная). 2.Подготовка сообщений по темам: договор купли-продажи, договор аренды, договор подряда, виды гражданско-правовых договоров. 1.Понятие гражданско – правового договора. Содержание и форма договора. 2.Виды договоров. 3.Отдельные виды гражданскоправовых договоров. ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих 1.Общий порядок заключения договоров. 2.Изменение и расторжение договоров. ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих 2 ЛР3 2 2 ЛР3 2 ЛР3 12. Гражданскоправовые договоры. 13.Экономические споры. 14. Составление иска. 15.ПЗ 2. Способы обеспечения исполнения договора. 16.Проверочная работа 1 Самостоятельная работа 4: Составление кроссворда по теме 1.Способы и порядок защиты гражданских прав, юридический спор. 2. Понятие и виды экономических споров. 3. Досудебный порядок урегулирования споров. 4. Рассмотрение споров в арбитражном суде. 5. Иск. Возбуждение и рассмотрение дел. 6. Рассмотрение дел Третейскими судьями. ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих Самостоятельная работа 5: Составление иска по предложенным видам спора. 2 2 ЛР3 2 Практическое занятие 2. Работа с нормативным актом ГК РФ. В соответствии с инструкционной картой. 2 Проверочная работа по разделу «Правовое регулирование экономических отношений». 2 РАЗДЕЛ 2. Регулирование трудовых правоотношений 17. Трудовые правоотношения. 18.Трудовой договор. 1.Понятие трудового права. 2.Трудовые правоотношения. 3.Трудовая праводееспособность. ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. 1.Понятие трудового договора и его виды. 2.Заключение трудового договора. 3.Испытательный срок при приёме на работу. 4.Изменение и расторжение трудового договора. ЛР4. Проявляющий и ЛР4 2 2 19.Трудовой договор. 20. Прием на работу. демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Самостоятельная работа 6: 1.Понятие трудового договора и его виды. 2.Заключение трудового договора. 3.Испытательный срок при приёме на работу. 4.Изменение и расторжение трудового договора. Самостоятельная работа 7: Подготовка документов для оформления на работу. Составление сопроводительного письма. ЛР4 2 2 Практическое занятие 3. Содержание учебного материала. 1.Решение задач по теме. 21.ПЗ 3 Трудовой договор. 22. Рабочее время и время отдыха. 23. ПЗ 4 Рабочее время и время отдыха. 24. Системы оплаты труда 25.Заработная плата как правовая категория. 2.Составление проекта трудового договора. ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. 1.Понятие рабочего времени и его виды. 2.Режим рабочего времени. 3.Понятие и виды времени отдыха. 4.Порядок предоставления отпусков. ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Практическое занятие 4 Содержание учебного материала. Решение ситуационных задач. ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Самостоятельная работа 8: Подготовка к уроку – семинару «МРОТ» и «Системы оплаты труда» 1.Понятие заработная плата. 2.МРОТ. 3.Системы оплаты труда. 4.Порядок выдачи заработной платы и ответственность работодателя за его нарушение. ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность 2 ЛР4 2 ЛР4 2 ЛР4 2 2 ЛР4 26. Дисциплина труда. 27. Правила проведения забастовки 28.Материальная ответственность работника. 29.Материальная ответственность 30.ПЗ 5 Материальная ответственность. 31.Дисциплина труда. 32. Трудовые споры. собственного труда. 1.Понятие дисциплины труда. 2.Понятие дисциплинарной ответственности. 3.Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. 4.Порядок обжалования и снятие дисциплинарного взыскания. ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Самостоятельная работа 9: изучение вопроса: Забастовка. Правила проведения забастовки. 1.Материальная ответственность: понятие и виды. 2.Условия наступления материальной ответственности. 3.Порядок возмещения причинённого ущерба. ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Самостоятельная работа 10: изучение вопроса: основания привлечения сторон трудового договора к материальной ответственности Практическое занятие 5 Содержание учебного материала. Решение тестов и ситуационных задач по теме. ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Самостоятельная работа 11: Содержание учебного материала. Решение тестов и ситуационных задач по теме. 1.Понятие трудовых споров и их виды. 2.Рассмотрение споров в КТС. 3.Рассмотрение индивидуального спора в суде. ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. ЛР4 2 2 ЛР4 2 2 2 ЛР4 2 2 ЛР4 33. Трудовые споры. 34. ПЗ 6 Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения. 1.Понятие коллективных трудовых споров. 2.Рассмотрение этапы рассмотрения коллективных споров. 3. Забастовка как способ разрешения спора. ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Практическое занятие 6. Содержание учебного материала Решение ситуационных задач по теме. 2 ЛР4 2 Самостоятельная работа 12: Решение ситуационных задач. 2 36.ПЗ 7 Административные правонарушения и административная ответственность. Практическое занятие 7 Содержание учебного материала. Решение ситуационных задач по теме. 2 37. Регулирование трудовых правоотношений 38.Итоговый урок Самостоятельная работа 13: Подготовка к итоговой аттестации по дисциплине. Дифференцированный зачёт. 1 ВСЕГО ЧАСОВ 75 ИЗ НИХ АУДИТОРНЫХ 50 ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯ 14 35. Трудовые споры. 2 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): а) для слепых: присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); б) для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; учебно-методические материалы оформляются увеличенным шрифтом; в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивается надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации; по их желанию промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме; г) с нарушениями опорно – двигательного аппарата: организуется безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения, рабочего места. 3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета ПОПД Оборудование учебного кабинета ПОПД: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-методической документации; Технические средства обучения компьютер и мультимедиапроектор. 3.3. Информационное обеспечение обучения Нормативно-правовые акты Конституция РФ Гражданский кодекс РФ Кодекс об административных правонарушениях Трудовой кодекс РФ Земельный кодекс РФ Уголовный кодекс РФ Перечень учебных изданий Основные источники: 1.Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности – М.: Академия, 2014. 2.Тузов Д.О., Аракчеев В.С. Правовое обеспечение профессиональной деятельности – М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2012. 3.Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности – Ростов н/Д: Феникс, 2007. Дополнительные источники: 1.Смоленский М.Б. Трудовое право. Ростов –на Дону: Феникс, 2009г. 2. Голубева Т.М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие /Т.М. Голубева – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М; 2013-272с. 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания, ЛР) Знать: - основные положения Конституции Российской Федерации; - права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; - понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности. Уметь: - использовать необходимые нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; - защищать свои права в соответствии с законодательством. ЛР1.Осознающий себя гражданином и защитником великой страны ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. Оценка выполнения практических работ Оценка выполнения самостоятельной внеаудиторной работы Тестирование. Проверочные работы Дифференцированный зачёт окружающих ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Правовые основы профессиональной деятельности СОДЕРЖАНИЕ 4.1 Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств 4.1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 4.1.2 Формы промежуточной аттестации 4.1.3 Описание процедуры дифференцированного зачёта 4.1.4 Критерии оценки дифференцированного зачёта 4.2 Комплект «Промежуточная аттестация» 4.2.1 Тестовые задания 4.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 4.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания. Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Знать: - основные положения Конституции Российской Федерации; - права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; - понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; - законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; - права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности. Уметь: - использовать необходимые нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; - защищать свои права в соответствии с законодательством. ЛР1.Осознающий себя гражданином и защитником великой страны Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Оценка выполнения практических работ. Оценка выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. Тестирование. Проверочные работы. Дифференцированный зачёт Наименование оценочного средства Выполнение практических занятий: ПЗ 1 Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. ПЗ 2 Правовое регулирование договорных отношений ПЗ 3 Трудовой договор. ПЗ 4 Рабочее время и время отдыха. ПЗ 5 Материальная ответственность. ПЗ 6 Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения ПЗ 7 Административные правонарушения и административная ответственность. Проверочная работа по темам «Правовое регулирование экономических отношений», «Трудовые правоотношения», Тестовые задания для дифференцированного зачёта ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы оценки. 4.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации № семестра 9 Формы промежуточной аттестации Дифференцированный зачёт Форма проведения Тест 4.1.3 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ Процедура дифференцированного зачёта устанавливает уровень сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний по материалу, изучаемому в семестре. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные положения Конституции Российской Федерации; - права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; - понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; - законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; - права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности. уметь: - использовать необходимые нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; - защищать свои права в соответствии с законодательством. Время выполнения каждого задания дифференцированный зачёт 90 мин./час. и максимальное время Условия выполнения заданий Помещение: учебная аудитория. Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности. Перечень справочной и нормативной литературы: 1. Конституция РФ 2.Гражданский кодекс РФ 3.Кодекс об административных правонарушениях 4.Трудовой кодекс РФ 5. Уголовный кодекс РФ 4.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Таблица 3. Распределение заданий дифференцированного зачёта. Части работы Число заданий Максимальный балл Тип заданий на Часть 1 20 20 Итого: 20 20 с выбором ответа Таблица 4. Критерии оценивания заданий. Объем выполненной работы Количество заданий Отметка 90-100 % 20-18 5 89- 70 % 17-14 4 69- 51% 13- 11 3 менее 11 2 Менее 50 % Таблица 5 – Критерии оценки дифференцированного зачёта Оценка Отлично Показатели оценки Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, обосновывает свои суждения и даёт правильные ответы на вопросы преподавателя Хорошо Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, но содержание ответов имеют некоторые неточности и требуют уточнения и комментария со стороны преподавателя Удовлетворительно Обучающийся знает и понимает материал по заданной теме, но изложение неполное, непоследовательное, допускаются неточности в определении понятий, студент не может обосновать свои ответы на уточняющие вопросы преподавателя Неудовлетворительно Обучающийся допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Делает ошибки в ответах на уточняющие вопросы преподавателя По частям А, В, С выдоиться средняя оценка. Приютом каждая часть должна быть сдана на положительную оценку. 4.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ» 4.2.1 Тестовые задания Вариант I часть А Указание № 1: В заданиях с 1-20 выберите один правильный вариант ответа. 1. Разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе предпринимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления: а) стандартизация б) единство измерений в) лицензия г) антимонопольное регулирование. 2. Обеспеченная объективным правом возможность физически обладать вещью, иметь её в составе своего имущества: а) правомочия пользования б) правомочие владения в) правомочие распоряжения 3. Конклюдентные действия - это: а) вид гражданско – правового договора б) вид экономического спора в) признак права собственности 4. Заключение гражданско-правового договора при, котором необходима передача вещи: а) консенсуальный б) предварительный в) реальный г) публичный 5. Способ обеспечения исполнения обязательств, в силу которого кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество: а) залог б) неустойка в) удержание г) поручительство 6. Разногласия между субъектами по поводу их субъективных прав и обязанностей, т. е. о наличии или содержании последних, а также о порядке осуществления прав или исполнения обязанностей называются а) экономический спор; б) юридический спор; в) правовое отношение 7. Спор между субъектами экономических отношений, по поводу их прав и обязанностей, вытекающих из их отношений - … а) экономический спор; б) юридический спор; в) правовое отношение 8. Компетенция (или полномочия) того или иного арбитражного суда на рассмотрение и разрешение определенных арбитражных дел а) подсудность; б) подведомственность; в) юрисдикция 9. Лицо, требующее у суда защиты своего права или охраняемого законом интереса а) ответчик б) истец в) третье лицо, заявляющее самостоятельное требование относительно предмета спора 10. Привлечение работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях: а) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; б) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; в) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником. 11. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе: а) работника, совмещающего труд с обучением в образовательном учреждении среднего, высшего профессионального образования; б) работника, являющегося совместителем; в) работника, являющегося пенсионером по возрасту; г) работника, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением. 12. Нормальная продолжительность рабочего времени: а) составляет 40 часов в неделю; б) определяется соглашением сторон, и поэтому может быть менее 40 часов в неделю; в) не может превышать 40 часов в неделю; г) определяется локальным нормативным актом. 13.Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее: а) 40 часов; б) 42 часов; в) 48 часов; г) 52 часов. 14.График отпусков утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации: а) не позднее, чем за десять дней до наступления календарного года; б) не позднее наступления следующего календарного года; в) не позднее, чем за две недели до наступления календарного года; г) не позднее, чем 18 декабря. 15. В трудовую книжку заносятся сведения: а) о приеме на работу и выполняемой трудовой функции; б) о семейном положении; в) о наличии иждивенцев; г) о предоставляемых ежегодных оплачиваемых отпусках. 16.Трудовой договор может быть заключен: а) с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, б) с учащимся, достигшим возраста двенадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения; в) в случае получения общего образования с лицом, достигшим возраста четырнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью; г) с ребенком в возрасте семи лет (например, для исполнения роли «Ученика волшебника» в спектакле «Сказочный город» в детском театре). 17. Трудовой договор вступает в силу: а) со дня издания приказа о приеме на работу; б) со дня, определенного сторонами трудового договора; в) со дня его подписания сторонами трудового договора; г) со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от дня подписания трудового договора сторонами. 18. Работник предупреждается о времени начала ежегодного оплачиваемого отпуска не позднее чем: а) за семь рабочих дней до его начала; б) за 10 календарных дней до его начала; в) за одну неделю до его начала; г) За две недели до его начала 19. Работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью: а) 25 минут; б) 40 минут; в)1 час; г) полтора часа; д) не менее 30 минут и не более 2-х часов. 20. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в: а) КТС б) трудовом арбитраже в) примирительной комиссии г) службе по урегулированию конфликтов часть В Указание № 2: Дайте определение понятиям: В1 В2 В3 В4 В5 Гражданско – правовой договор Срочные трудовые договоры – Юридическое лицо – Повременная система оплаты труда – Рабочее время – Часть С Указание № 3: Решите задачи, с объяснением ответа С 1. В отдел кадров трикотажного комбината «Росинка» с просьбой о трудоустройстве обратились: ткачиха Маркова, юрисконсульт Петров и водитель Пронин. Все они представили в отдел кадров свои трудовые книжки и паспорта. Какие еще документы вправе потребовать от них администрация? С 2. Инженеру научно-исследовательского института Громову два месяца не выплачивали заработную плату. Громов приостановил работу до выплаты задержанной суммы, известив об этом директора института. На следующий день после того, как Громов подал заявление о приостановлении выполнения своих трудовых обязанностей, директор издал приказ об увольнении Громова по подпункт «а» п. 6 ст. 81 ТК (прогул). Громов пытался объяснить, что имел право не выходить на работу до выплаты ему причитающейся заработной платы, однако его просто-напросто ознакомили с приказом об увольнении. Правомерны ли действия директора института? В какой орган может обратиться Громов с требованием о защите своих трудовых прав? Вариант II ЧАСТЬ А Указание № 1: В заданиях с 1-20 выберите один правильный вариант ответа. 1. Спор между субъектами экономических отношений, по поводу их прав и обязанностей, вытекающих из их отношений - … а) экономический спор; б) юридический спор; в) правовое отношение 2. Разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе предпринимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления: а) стандартизация б) единство измерений в) лицензия г) антимонопольное регулирование. 3. Обеспеченная объективным правом возможность физически обладать вещью, иметь её в составе своего имущества: а) правомочия пользования б) правомочие владения в) правомочие распоряжения 4. Соглашение сторон о заключении основного договора в будущем а) предварительный договор б) публичный договор в) безвозмездный договор 5. Заключение гражданско-правового договора при, котором необходима передача вещи: а) консенсуальный б) предварительный в) реальный г) публичный 6. Способ обеспечения исполнения обязательств, в силу которого кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество: а) залог б) неустойка в) удержание г) поручительство 7. Разногласия между субъектами по поводу их субъективных прав и обязанностей, т. е. о наличии или содержании последних, а также о порядке осуществления прав или исполнения обязанностей называются а) экономический спор; б) юридический спор; в) правовое отношение 8. Компетенция (или полномочия) того или иного арбитражного суда на рассмотрение и разрешение определенных арбитражных дел а) подсудность; б) подведомственность; в) юрисдикция 9. Предложение, адресованное одному или нескольким лицам, определенно выражает намерение лица (ст. 435, 436 ГК РФ) а) акцепт б) оферта в) юрисдикция 10. Привлечение работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях: а) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; б) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; в) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником. 11. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе: а) работника, совмещающего труд с обучением в образовательном учреждении среднего, высшего профессионального образования; б) работника моложе двадцати лет; в) одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет; г) работника, являющегося совместителем; д) работника, являющегося пенсионером по возрасту; 12. Нормальная продолжительность рабочего времени: а) составляет 40 часов в неделю; б) определяется соглашением сторон, и поэтому может быть менее 40 часов в неделю; в) не может превышать 40 часов в неделю; г) определяется локальным нормативным актом. 13.Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее: а) 40 часов; б) 42 часов; в) 48 часов; г) 52 часов. 14.График отпусков утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации: а) не позднее, чем за десять дней до наступления календарного года; б) не позднее наступления следующего календарного года; в) не позднее, чем за две недели до наступления календарного года; г) не позднее, чем 18 декабря. 15. В трудовую книжку заносятся сведения: а) о приеме на работу и выполняемой трудовой функции; б) о семейном положении; в) о наличии иждивенцев; г) о временных переводах на другую работу продолжительностью до одного года; д) о предоставляемых ежегодных оплачиваемых отпусках. 16.Трудовой договор может быть заключен: а) с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, б) с учащимся, достигшим возраста двенадцати лет в) в случае получения общего образования с лицом, достигшим возраста десяти лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью; 17. Трудовой договор вступает в силу: а) со дня издания приказа о приеме на работу; б) со дня, определенного сторонами трудового договора; в) со дня его подписания сторонами трудового договора; г) со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от дня подписания трудового договора сторонами. 18. Работник предупреждается о времени начала ежегодного оплачиваемого отпуска не позднее чем: а) за семь рабочих дней до его начала; б) за 10 календарных дней до его начала; в) за одну неделю до его начала; г) За две недели до его начала 19. Работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью: а) 25 минут; б) 40 минут; в)1 час; г) полтора часа; д) не менее 30 минут и не более 2-х часов. 20. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в: а) КТС б) трудовом арбитраже в) примирительной комиссии г) службе по урегулированию конфликтов ЧАСТЬ В Указание № 2: Дайте определение понятиям: В1 В2 В3 В4 В5 коммерческие организации – дисциплина труда – финансовое оздоровление индивидуальный предприниматель – трудовой договор – ЧАСТЬ С Указание № 3: Решите задачи, с объяснением ответа С1.Иванова, работница ткацкого цеха подала заявление в КТС. Через 14 дней обратилась за решением. Ей отказали, объяснив тем, что заявления от неё не поступало. На каком этапе был нарушен порядок рассмотрения спора? С2. В организации в соответствии с графиком вечерняя смена заканчивается в 23 часа 30 минут, а ночная продолжается с 23 часов 30 минут до 7 часов 30 минут. Могут ли быть назначены на работу в ночную смену нижеперечисленные работники организации: Сидорова, беременная; Иванова, имеющая двух детей в возрасте 4 и 12 лет, воспитывающая одна без супруга. Петров, обучающийся без отрыва от работы в высшем профессиональном образовательном учреждении (на вечернем отделении); Арбатова, обучающаяся без отрыва от работы на заочном отделении университета.