Физика

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Физика» разработана на
основе:
– примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика» для
профессиональных образовательных организаций, утвержденной на заседании Совета по
оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и
социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования, протокол
№ 14 от «30» ноября 2022 г. (ИРПО),
– федерального государственного стандарта среднего профессионального образования
для УГПС 21.00.00 и профиля профессионального образования специальностей по
программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального
образования (ППССЗ СПО),
–

с

учетом

Рабочей

программы

воспитания

по

специальности

21.02.19

Землеустройство
Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»
Разработчик: Корепанова Н.В. – преподаватель

2

1.
Общая
характеристика
примерной
программы общеобразовательной дисциплины

рабочей

Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.19 Землеустройство
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательной
дисциплиной на уровне среднего общего образования. На изучение
дисциплины «Физика» на базовом уровне отводится три зачетные единицы.
В зависимости от профессиональной направленности получаемой
профессии / специальности среднего профессионального образования
преподаватель самостоятельно определяет последовательность изучения и
объем часов, отводимый на изучение отдельных тем, а также может
проводить лабораторные работы по своему усмотрению с учётом
имеющегося оборудования.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика
направлено на достижение следующих целей:
 формирование у обучающихся уверенности в ценности образования,
значимости физических знаний для современного квалифицированного
специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
 формирование естественно-научной грамотности;
 овладение
специфической
системой
физических
понятий,
терминологией и символикой;
 освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
 овладение основными методами научного познания природы,
используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение
гипотез, проведение эксперимента);
 овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять
полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими
величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
 формирование умения решать физические задачи разных уровней
сложности;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению
к физической информации, получаемой из разных источников;
 воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
3

 приобретение знаний о фундаментальных физических законах,
лежащих в основе современной физической картины мира, принципов
действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее
важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на
развитие техники и технологии;
 понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках
производственной деятельности;
 освоение способов использования физических знаний для решения
практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы,
производственных и технологических процессов, принципов действия
технических приборов и устройств, обеспечения безопасности производства
и охраны природы;
 формирование умений решать учебно-практические задачи
физического содержания с учётом профессиональной направленности;
 приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить
задачи и решать проблемы с учётом профессиональной направленности;
 формирование умений искать, анализировать и обрабатывать
физическую информацию с учётом профессиональной направленности;
 подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и
модулей профессионального цикла: формирование у них умений и опыта
деятельности, характерных для профессий / должностей служащих или
специальностей, получаемых в профессиональных образовательных
организациях;
 подготовка к формированию общих компетенций будущего
специалиста: самообразования, коммуникации, проявления гражданскопатриотической позиции, сотрудничества, принятия решений в стандартной
и нестандартной ситуациях, проектирования, проведения физических
измерений, эффективного и безопасного использования различных
технических устройств, соблюдения правил охраны труда при работе с
физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для
системы среднего профессионального образования заключается в
необходимости реализации профессиональной направленности решаемых
задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория,
вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом,
атомное ядро, ионизирующие излучения;
 смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,
импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная
температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество
теплоты, элементарный электрический заряд;
 смысл физических законов классической механики, всемирного
тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда,
4

термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее
влияние на развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
 выдвигать гипотезы и строить модели,
 применять полученные знания по физике для объяснения
разнообразных физических явлений и свойств веществ;
 практически использовать физические знания;
 оценивать достоверность естественно-научной информации;
 использовать приобретенные знания и умения для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
собственной жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды.
 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства
газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию,
распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и
поглощение светаатомом; фотоэффект;
 отличать гипотезы от научных теорий;
 делать выводы на основе экспериментальных данных;
 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент
являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить
истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность
объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще
неизвестные явления;
 приводить примеры практического использования физических
знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
различных видов электромагнитных излучений для развития радио и
телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики,
лазеров;
 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно
оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете,
научно-популярных статьях.
 применять полученные знания для решения физических задач;
 определять характер физического процесса по графику, таблице,
формуле*;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с
учетом их погрешностей.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК (ОК
указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по
профессии/специальности)
5

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

Общие1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:

- сформировать представления о роли и месте физики и
астрономии в современной научной картине мира, о
системообразующей роли физики в развитии
естественных
наук,
техники
и
современных
технологий, о вкладе российских и зарубежных
ученых-физиков в развитие науки; понимание
физической
сущности
наблюдаемых
явлений
микромира, макромира и мегамира; понимание роли
астрономии в практической деятельности человека и
дальнейшем научно-техническом развитии, роли
физики в формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических задач;
- сформировать умения решать расчетные задачи с
явно заданной физической моделью, используя
физические законы и принципы; на основе анализа
условия задачи выбирать физическую модель,
выделять
физические
величины
и
формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать
реальность
полученного
значения
физической величины; решать качественные задачи,
выстраивая логически непротиворечивую цепочку
рассуждений с опорой на изученные законы,
закономерности и физические явления;
- владеть основополагающими физическими понятиями
и
величинами,
характеризующими
физические
процессы (связанными с механическим движением,

1 Указываются формируемые личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме
2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022 для базового и
углубленного уровня обучения
6

- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

ОК 02. Использовать

В области ценности научного познания:

взаимодействием тел, механическими колебаниями и
волнами; атомно-молекулярным строением вещества,
тепловыми процессами; электрическим и магнитным
полями, электрическим током, электромагнитными
колебаниями и волнами; оптическими явлениями;
квантовыми явлениями, строением атома и атомного
ядра,
радиоактивностью);
владение
основополагающими астрономическими понятиями,
позволяющими
характеризовать
процессы,
происходящие на звездах, в звездных системах, в
межгалактической среде; движение небесных тел,
эволюцию звезд и Вселенной;
- владеть закономерностями, законами и теориями
(закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, принцип суперпозиции сил,
принцип равноправности инерциальных систем
отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения
вещества, газовые законы, первый закон
термодинамики; закон сохранения электрического
заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи,
закон Ома для полной электрической цепи, закон
Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции,
закон сохранения энергии, закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон
преломления света; закон сохранения энергии, закон
сохранения импульса, закон сохранения электрического
заряда, закон сохранения массового числа, постулаты
Бора, закон радиоактивного распада); уверенное
использование законов и закономерностей при анализе
физических явлений и процессов
- уметь учитывать границы применения изученных
7

современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03. Планировать и

- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности
В области духовно-нравственного воспитания:

физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели
строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный
электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная
модель атомного ядра при решении физических задач
- уметь формировать собственную позицию по
отношению к физической информации, получаемой из
разных источников, умений использовать цифровые
технологии для поиска, структурирования,
интерпретации и представления учебной и научнопопулярной информации; развитие умений
критического анализа получаемой информации

- владеть основными методами научного познания,
8

реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

-- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей
и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:

используемыми в физике: проводить прямые и
косвенные измерения физических величин, выбирая
оптимальный способ измерения и используя известные
методы оценки погрешностей измерений, проводить
исследование зависимостей физических величин с
использованием прямых измерений, объяснять
полученные результаты, используя физические теории,
законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила
безопасного труда при проведении исследований в
рамках учебного эксперимента и учебноисследовательской деятельности с использованием
цифровых измерительных устройств и лабораторного
оборудования; сформированность представлений о
методах получения научных астрономических знаний;
- овладеть (сформировать представления) правилами
записи физических формул рельефно-точечной
системы обозначений Л. Брайля (для слепых и
слабовидящих обучающихся)

9

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию
и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
- готовность и способность к образованию и
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:

- овладеть умениями работать в группе с выполнением
различных социальных ролей, планировать работу
группы, рационально распределять деятельность в
нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад
каждого из участников группы в решение
рассматриваемой проблемы

10

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста

г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
научного творчества, присущего физической науке;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств

- уметь распознавать физические явления (процессы) и
объяснять их на основе изученных законов:
равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, свободное падение тел, движение по
окружности, инерция, взаимодействие тел,
колебательное движение, резонанс, волновое движение;
диффузия, броуновское движение, строение жидкостей
и твердых тел, изменение объема тел при нагревании
(охлаждении), тепловое равновесие, испарение,
конденсация, плавление, кристаллизация, кипение,
влажность воздуха, связь средней кинетической
энергии теплового движения молекул с абсолютной
температурой, повышение давления газа при его
нагревании в закрытом сосуде, связь между
параметрами состояния газа в изопроцессах;
электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание
проводника с током, взаимодействие магнитов,
электромагнитная индукция, действие магнитного поля
на проводник с током и движущийся заряд,
электромагнитные колебания и волны, прямолинейное
распространение света, отражение, преломление,
интерференция, дифракция и поляризация света,
дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое
давление, возникновение линейчатого спектра атома
водорода, естественная и искусственная
радиоактивность
11

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности на основе знаний по физике

- сформировать умения применять полученные знания
для объяснения условий протекания физических
явлений в природе и для принятия практических
решений в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовыми приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; понимание необходимости
применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования

12

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
дисциплины
1. Основное содержание

Объем в
часах
108
108

в т. ч.:
теоретическое обучение

86

лабораторные занятия

14

контрольные работы

6

Промежуточная аттестация
(дифференцированный зачет)

2

Срок освоения программы 1 год

13

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименование
разделов и тем

Введение.
Физика и методы
научного познания

№

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала:
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания,
его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе
познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента
1. и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы.
Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие
о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин

Раздел 1. Механика

Тема 1.1
Основы кинематики

Тема 1.2
Основы динамики

Содержание учебного материала:
Механическое движение. Материальная точка. Скалярные и векторные физические
2. величины. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип
относительности Галилея. Траектория. Путь. Перемещение.
Виды механического движения. Равномерное прямолинейное движение. Скорость.
Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное
3. движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного
падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость.
Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела
Содержание учебного материала:
4. Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона.
Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного
5. тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной
системы. Вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения

Объем
часов
2

Формируемые
компетенции
ОК 03
ОК 05

12
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

4

14

Содержание учебного материала:
6. Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Тема 1.3
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Законы сохранения в
7. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости.
механике
Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения
движения небесных тел и для развития космических исследований, границы
применимости классической механики
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Содержание учебного материала:
8.
Основные положения МКТ. Основные положения молекулярно-кинетической теории.
Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Строение газообразных,
жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа.
Тема 2.1
9.
Основное уравнение МКТ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
Основы
газов.
Температура
и
ее
измерение. Абсолютный
нуль
температуры.
молекулярноТермодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения
кинетической теории
молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их
графики. Газовые законы
10. ЛР 1 – Проверка закона Бойля-Мариотта
Содержание учебного материала:
11. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты.
Тема 2.2
12. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс.
Основы
Второе начало термодинамики.
термодинамики
13. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Охрана природы
Содержание учебного материала:
14. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная влажность
воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение. Зависимость
Тема 2.3
температуры кипения от давления.
Агрегатные состояния 15. Характеристика жидкого состояния вещества. Ближний порядок. Поверхностное
натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния
вещества и фазовые
вещества. Кристаллические и аморфные тела
переходы
16. ЛР 2 - Определение влажности воздуха
17.

Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»

4

20
4

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

2
6

4

2
2
15

Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Электрическое поле 18. Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда.
Закон Кулона.
19. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции
полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.
Поляризация диэлектриков. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные
поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического
поля.
20. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение
конденсаторов
Тема 3.2
Содержание учебного материала:
Законы постоянного 21. Электрический ток. Условия, необходимые для возникновения и поддержания
тока
электрического тока. Сила тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка
цепи.
22. Соединение проводников. Параллельное и последовательное соединение проводников.
Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока Закон Джоуля—Ленца.
23. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи
24. ЛР 3 – Определение удельного сопротивления проводника.
25. ЛР 4 – Определение температурного коэффициента сопротивления меди
Содержание учебного материала:
Тема 3.3
Электрический ток 26. Электрический ток в электролитах. Электрический ток в металлах, в электролитах,
в различных средах
газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Виды газовых разрядов.
Термоэлектронная эмиссия. Плазма.
27. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n
переход. Полупроводниковые приборы. Применение полупроводников
Тема 3.4
Содержание учебного материала:
Магнитное поле
28. Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Сила
Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток.
29. Сила Лоренца. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Применение силы
Лоренца. Магнитные свойства вещества. Солнечная активность и её влияние на Землю.
Магнитные бури
Тема 3.5

30
6

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

6

2
2
4

4

4
16

Электромагнитна
я индукция

Содержание учебного материала:
30. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило
Ленца. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
31. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Электромагнитное поле

Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока. Магнитное
поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Тема 4.1
Содержание учебного материала:
Механические
33. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение
колебания и
энергии при колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник.
волны
Вынужденные механические колебания. Резонанс.
34. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук
и его применение
35. ЛР 5 – Определение g с помощью математического маятника
Содержание учебного материала:
Тема 4.2
Электромагнитные
36. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном
колебания и волны
контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие
электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания.
32.

37.
38.

Раздел 5. Оптика
Тема 5.1
Природа света

2
12
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

2
6

Переменный ток. Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного тока.
Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные
волны. Свойства электромагнитных волн.
Открытый
колебательный контур. Опыты Г. Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие
о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн

Содержание учебного материала:
39. Свет. Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное
отражение.
40. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы
41. ЛР 6 – Определение показателя преломления стекла

14
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05

2
17

Тема 5.2
Волновые свойства
света

Содержание учебного материала:
42. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.
Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка.
Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света.
43. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения.
Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение.
Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала
электромагнитных излучений
44. Контрольная работа № 3 «Колебания и волны. Оптика»
Тема 5.3
Содержание учебного материала:
Специальная теория 45. Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них.
относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии
свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
Раздел 6. Квантовая физика
Тема 6.1
Содержание учебного материала:
Квантовая
46. Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.
оптика
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Давление света. Химическое
действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта
Тема 6.2
Содержание учебного материала:
Физика атома и
47. Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Ядерная
атомного ядра
модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые
постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.
Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.
48. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных
ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций.
Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция.
Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд.
Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие
радиоактивных излучений. Элементарные частицы
Раздел 7. Строение Вселенной
Содержание учебного материала:
Тема 7.1
Строение Солнечной 49. Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна

4

2
2

6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

4

6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
18

системы
Содержание учебного материала:
Тема 7.2
Эволюция Вселенной 50. Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их
энергии. Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной
51. ЛР 7 – Изучение карты звездного неба
52. Единая картина мира
53. Дифференцированный зачет
54. Обобщающее занятие
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Всего:

2

ОК 04
ОК 05
ОК 07

2
2
2
2
2
108

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных, практических и иных занятий.
Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.

19

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
1. Весы технические с разновесами;
2. Амперметр лабораторный;
3. Вольтметр лабораторный;
4. Колориметр с набором калориметрических тел;
5. Термометр лабораторный;
6. Барометр-анероид;
7. Гигрометр (психрометр);
8. Манометр жидкостной демонстрационный;
9. Метр демонстрационный;
10.Микроскоп демонстрационный;
11.Насос вакуумный Комовского;
12.Столик подъемный;
13.Штатив демонстрационный физический;
14.Электроплитка;
15.Сосуды сообщающиеся;
16.Шар Паскаля;
17.Набор капилляров;
18.Цилиндры свинцовые со стругом;
19.Шар с кольцом;
20.Камертоны на резонансных ящиках;
21.Комплект проводов;
22.Магнит дугообразный;
23.Магнит полосовой демонстрационный;
24.Машина электрофорная;
25.Трансформатор учебный;
26.Палочка стеклянная;
27.Палочка эбонитовая;
28.Прибор Ленца;
29.Стрелки магнитные на штативах;
30.Султан электростатический;
31.Штативы изолирующие;
32.Набор демонстрационный по геометрической оптике;
33.Спектроскоп двухтрубный;
34.Набор спектральных трубок с источником питания;
При наличии необходимого оборудования занятия по физике в некоторых
случаях могут проводиться в имеющихся в образовательной организации
мастерских или лабораториях.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Электронные образовательные и информационные ресурсы ЭБС BOOK.RU
20

2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины:
– Гладкова Р.А., Косоруков А.Л. Задачи и вопросы по физике; Учеб. пособ.:
Для ссузов/ Под ред. Р.А. Гладковой. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. – 432 с.
– Физика: учебник/ А.А. Пинский, Г.Ю. Граковский; под общ. ред. Ю.И. Дика,
Н.С. Пурышевой. – 2-е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009 – 506 с.

21

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и
приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций. Компетенции должны быть
соотнесены с предметными результатами.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с

Раздел/Тема
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.

Тип оценочных
мероприятий

- устный опрос;
- фронтальный опрос;
- оценка контрольных
работ;
- наблюдение за ходом
выполнения
лабораторных работ;
- оценка выполнения
лабораторных работ;
- оценка практических
работ (решения
качественных, расчетных
задач);
- оценка тестовых
заданий;
- наблюдение за ходом
выполнения
индивидуальных проектов
и оценка выполненных
проектов;
- оценка выполнения
домашних
самостоятельных работ;
- наблюдение и оценка
решения кейс-задач;
- наблюдение и оценка
деловой игры;
- Дифференцированный
зачет

22

учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2

23

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
О.11 ФИЗИКА

Специальность 21.02.19 Землеустройство
Курс 1 курс группы 11З
Форма обучения: очная

2023 г
24

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана на основе:
– примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика» для
профессиональных образовательных организаций, утвержденной на заседании Совета по
оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и
социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования, протокол № 14 от
«30» ноября 2022 г. (ИРПО),
– федерального государственного стандарта среднего профессионального образования для
УГПС 21.00.00 и профиля профессионального образования специальностей по программе
подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования (ППССЗ
СПО),
– с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 21.02.19 Землеустройство
Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»
Разработчик: Корепанова Н.В. – преподаватель

25

Пояснительная записка:
УД: Физика
Итоговая аттестация: дифференцированный зачет
Форма проведения: решение варианта ВПР.
Время выполнения работы: 90 минут.
Период проведения контроля: 2 семестр
Дифференцированный зачет проходит в виде выполнения варианта
Всероссийской проверочная работа по учебному предмету «ФИЗИКА» для
обучающихся

по

программам

среднего

профессионального

образования,

завершивших в предыдущем учебном году освоение общеобразовательных
предметов, проходящих обучение по очной форме на базе основного общего
образования в соответствии с годом обучения (демовариант).
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы - 26.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0–8

9–15

16–20

21–26

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».