СОДЕРЖАНИЕ. 1. Паспорт программы учебной дисциплины……………………………………4 2. Структура и содержание учебной дисциплины………………………............6 3. Тематический план и содержание учебной дисциплины ……………............8 4. Условия реализации программы……………………………………………..13 5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……...........14 6.Контрольно-измерительные материалы………………………………………15 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу. 1.2. Количество часов на освоение программы: Максимальная учебная нагрузка – 40 часа, обязательная аудиторная учебная нагрузка – 34 часов, самостоятельная работа 6 часов. Код компетенции 1.3. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. ОК 01 Формулировка компетенции Знания, умения Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04 ОК 05 ОК 06 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений Умения: описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения ОК 07 ОК 08 ОК 09 ОК 10 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования Знания: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты Основные виды деятельности Код и Показатели освоения компетенции наименование компетенции Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей ПК 1.1. Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей Практический опыт: Приемка и подготовка автомобиля к диагностике Общая органолептическая диагностика автомобильных двигателей по внешним признакам Проведение инструментальной диагностики автомобильных двигателей Оценка результатов диагностики автомобильных двигателей Оформление диагностической карты автомобиля Умения: Принимать автомобиль на диагностику, проводить беседу с заказчиком для выявления его жалоб на работу автомобиля, проводить внешний осмотр автомобиля, составлять необходимую документацию; Выявлять по внешним признакам отклонения от нормального технического состояния двигателя, делать на их основе прогноз возможных неисправностей; Выбирать методы диагностики, выбирать необходимое диагностическое оборудование и инструмент, подключать и использовать диагностическое оборудование, выбирать и использовать программы диагностики, проводить диагностику двигателей. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. Использовать технологическую документацию на диагностику двигателей, соблюдать регламенты диагностических работ, рекомендованные автопроизводителями. Читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики. Определять по результатам диагностических процедур неисправности механизмов и систем автомобильных двигателей, оценивать остаточный ресурс отдельных наиболее изнашиваемых деталей, принимать решения о необходимости ремонта и способах устранения выявленных неисправностей. Использовать технологическую документацию на диагностику двигателей, соблюдать регламенты диагностических работ, рекомендованные автопроизводителями. Читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики. Применять информационно-коммуникационные технологии при составлении отчетной документации по диагностике двигателей. Заполнять форму диагностической карты автомобиля. Формулировать заключение о техническом состоянии автомобиля 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе: Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа Итоговая аттестация Объём часов 40 34 0 0 6 Диф. зачёт 3. Тематический план и содержание учебной дисциплины. Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Понятие и сущность общения. 1. Тема 1.1. Сущность, цели, структура и уровни общения. 2. Тема 1.2. Функции общения. (самостоятельная работа) 3.Тема 1.3.Психологические особенности процесса общения. 4.Тема 1.4.Интерактивная сторона общения 5. Тема 1.5. Перцептивная сторона общения 6.Тема 1.6.Средства общения. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа Объём часов 2 3 12 ч Содержание учебного материала. 1. Сущность общения. Общение как основа человеческого бытия. 2. Предмет и задачи психологии общения. 3. Структура общения. Содержание учебного материала. Изучение темы по плану: 1. Определение понятия функция. 2. Функции общения по Панфёрову. Содержание учебного материала. 1. Этапы восприятия в процессе общения и проблемы пространства. 2. Информационная сторона общения. 3.Интерактивная сторона общения. Содержание учебного материала. 1. Понятие интеракции в процессе общения. 2. Место взаимодействия в структуре общения. 3. Виды социальных взаимодействий. Содержание учебного материала. 1.Понятие социальной перцепции. Механизмы перцепции. 2.Социальный стереотип и предубеждение. 3.Факторы превосходства. Привлекательности и отношения к нам. 4.Исследование эффектов восприятия человеком человека: «эффект ореола», «эффект проекции», «эффект первичности и новизны». 5.Механизмы восприятия: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия. 6.Теория каузальной атрибуции. Содержание учебного материала. 1. Понятие вербальных и невербальных средств общения. Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 2 ОК 1,2 2 ОК 2 2 ОК 4 2 2 ОК4, ПК 1.1 ОК 4, ПК 1.1 ОК 1-11, ПК 1.1 2 2. Понятие речь, жесты, мимика, поза, язык. 3. Техники и приёмы общения. Раздел 2. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении 7.Тема 2.1. Основы психологии личности. 8.Тема 2.2. Саморегуляция в деловом общении. (самостоятельная работа) 4ч Содержание учебного материала. 1. Общие сведения о психологии личности. 2. Виды психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. 3. Основы психологии личности: психологическая структура личности, темперамент, характер. Типология темперамента. Приемы саморегуляции поведения в межличностном общении. Психологические основы общения в сфере сервиса. Психологическая культура специалиста. Психологические приёмы общения с клиентами, коллегами и деловыми партнёрами. Содержание учебного материала. Изучение темы по плану: 1. Приемы саморегуляции поведения в межличностном общении. 2. Психологические основы общения в сфере сервиса. 3. Психологическая культура специалиста. 4. Психологические приёмы общения с клиентами, коллегами и деловыми партнёрами. Раздел 3. Общение как коммуникация. 9. Тема 3.1. Основные понятия, элементы, функции и структура коммуникаций. 10. Тема 3.2. Коммуникационные роли и 2 ОК 6, 2 ОК 1-11 8ч Содержание учебного материала. Построение модели коммуникационного процесса. 2 ОК 1-11, ПК 1.1 Содержание учебного материала. манипуляции. (самостоятельная работа) 11. Тема 3.3. Манипуляция как метод воздействия на людей. Барьеры коммуникаций. 12.Тема 3.4. Роли и ролевые ожидания в общении. Анализ различных видов манипуляций. Построение схемы защиты от манипуляций. Содержание учебного материала. Тренинг – игра «Барьеры общения. Содержание учебного материала. 1.Понятие психологических ролей в группе. 2.Виды психологических ролей в группе. 3.Трансактный анализ Э.Бёрн. 15.Тема 5.2. Этика в деловом общении. 16. Тема 5.3. Механизмы психологического воздействия. ОК 1-11, ПК 1.1 2 ОК 1-11, ПК 1.1 2ч Содержание учебного материала. Построение схемы процесса получения информации в ходе слушания. 2 Раздел 5. Деловое общение. 14. Тема 5.1. Деловое общение. 2 «Манипуляция как метод воздействия на людей». Раздел 4. Техники и приёмы общения. 13. Тема 4.1. Основные понятия и виды слушания. 2 ОК 1-11, ПК 1.1 6ч Содержание учебного материала. 1. Понятие делового общения. 2. Виды делового общения. 3. Функции и структура деловой беседы. 4. Стратегические принципы делового общения. Содержание учебного материала. 1.Понятие этики общения. 2.Моральные ценности общения. 3.Нравственные ценности общения. 4.Вежливость и формы ее проявления. Содержание учебного материала. 1.Понятие механизмов психологического воздействия. 2. Виды психологического воздействия. 3. Защита от психологического воздействия. 2 ОК 1-11, ПК 1.1 2 ОК 1-11, ПК 1.1 2 ОК 1-11, ПК 1.1 6ч. Раздел 6. Конфликты в общении. 17. Тема 6.1. Основные понятия конфликта. Виды, структура и стадии протекания. 18. Тема 6.2. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. 19.Тема 6.3. Стратегии поведения в конфликте. 20. Итоговое занятие. Содержание учебного материала. 1.Конфликт и толерантность, отличие этих понятий и их особенности. 2.Структура и участники конфликта. 3.Мотивы сторон в конфликте. 4. Виды, структура и стадии протекания. Содержание учебного материала. 1.Причины возникновения конфликтов. 2.Виды и способы разрешения конфликтов. 3.Диагностика способов разрешения конфликтов. Содержание учебного материала. 1.Пути выхода из конфликта. 2.Правила поведения в условиях конфликта. 3.Предупреждение конфликтов. Дифференцированный зачёт 2 ОК 1-11, ПК 1.1 2 ОК 1-11, ПК 1.1 2 ОК 1-11, ПК 1.1 2 ОК 1-11, ПК 1.1 Всего часов Аудиторная учебная нагрузка 40 ч 34 ч Самостоятельная работа 6ч 4. Условия реализации программы. 4.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению. Предполагаемое оборудование: учебные столы, стулья, доска, рабочий стол преподавателя, стул для учителя, компьютер, проектор (по возможности), библиотека кабинета, таблицы и схемы по темам. 4.2. Информационное обеспечение обучения и перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы. Основная учебная литература: 1. Гарькуша О.Н. Профессиональное общение. – Москва: РИОР, 2018. – 112 с 2. Жарова М.Н. Психология общения. – Москва: Академия, 2017. – 256 с. 3. Шеламова Г.М. Психология общения: учебник / Г.М. Шеламова. – Москва: Академия, 2020. – 128 с. Электронные издания 1. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469549 (дата обращения: 31.10.2021). 2. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 463 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469702 (дата обращения: 31.10.2021). 3. Садовская, В. С. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07046-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471154 (дата обращения: 31.10.2021). 4. Рамендик, Д. М. Психология делового общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 207 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06312-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470462 (дата обращения: 31.10.2021). 5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины. Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки Оперирует основными понятиями психологии общения, правильно и точно описывает методики и техники убеждения, слушания, способы разрешения конфликтных ситуаций Оценка решений творческих задач Тестирование Анализ ролевых ситуаций применять техники и приемы Демонстрирует владение эффективного общения в техниками и приемам профессиональной деятельности эффективного общения, Разрешает смоделированные конфликтные ситуации организовывать работу Демонстрирует владение коллектива и команды; приемами саморегуляции взаимодействовать с коллегами, поведения в процессе руководством, клиентами в ходе межличностного общения профессиональной деятельности Анализ ролевых ситуаций Оценка решений творческих задач Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности роли и ролевые ожидания в общении техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения механизмы взаимопонимания в общении источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов этические принципы общения Умения: Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Психология общения» Пояснительная записка Дисциплина: ОГСЭ.05 «Психология общения» Специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей Курс 4 Основная учебная литература: 4. Гарькуша О.Н. Профессиональное общение. – Москва: РИОР, 2018. – 112 с 5. Жарова М.Н. Психология общения. – Москва: Академия, 2017. – 256 с. 6. Шеламова Г.М. Психология общения: учебник / Г.М. Шеламова. – Москва: Академия, 2020. – 128 с. Электронные издания Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469549 (дата обращения: 31.10.2021). Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 463 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53400753-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469702 (дата обращения: 31.10.2021). Садовская, В. С. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07046-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471154 (дата обращения: 31.10.2021). Рамендик, Д. М. Психология делового общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 207 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06312-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470462 (дата обращения: 31.10.2021). Время выполнения работы: 45 мин. Период проведения контроля: Максимальная учебная нагрузка – 40 часов Аудиторная учебная нагрузка – 34 ч Итоговая аттестацияв форме дифференцированного зачета. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. Код ПК, ОК ОК 01-11 Умения применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности Знания психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности организовывать работу коллектива и роли и ролевые ожидания в общении команды; техники и приемы общения, правила взаимодействовать с коллегами, слушания, ведения беседы,убеждения руководством, клиентами в ходе механизмы взаимопонимания в обпрофессиональной деятельности щении источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов этические принципы общения Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы по дисциплине «Психология общения» 1. Назначение контрольно – измерительных материалов. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения студентами Федерального компонента государственного стандарта. 2. Документы, определяющие содержание контрольной работы. Содержание контрольной работы определяется на основе следующих документов: 1) Программа, разработанная на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям. 2) Рабочая программа дисциплины. В контрольной работе используются задания разных типов, форма задания обеспечивает его адекватность проверяемым умениям. 4. Структура контрольной работы: Контрольная работа состоит из трёх частей включающих 27 заданий. Эти части выделяются: Часть 1 включает 25 заданий (А1-А25). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых, верный Часть 2 содержит 5 заданий (В1-В5), где нужно дать определение понятиям Таблица 1. Распределение заданий контрольной работы по частям работы. Части работы Число заданий Максимальный Тип заданий балл Часть 1 20 20 с выбором ответа Часть 2 5 10 Полное и чёткое определение понятий Итого: 25 30 Таблица 2. Критерии оценивания заданий контрольной работы по правовому обеспечению профессиональной деятельности. Объем выполненной работы Количество баллов Отметка 90-100 % 26 - 30 5 89- 70 % 22 - 25 4 69- 59 % 19 - 21 3 менее 18 2 Менее 59% Методика оценивания № вопроса Критерии Количество баллов Часть I А1 –А25 Из предложенных вариантов выбран один За каждый правильный ответ. правильный ответ 1 балл Часть II Б1- Б5 Дано правильное, чёткое определение По 2 балла Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. Работа состоит из 2 частей, включающих 25 заданий. Часть 1 включает 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых, верный. Часть 2 содержит 5 заданий (В1-В5): дать определение понятиям. Инструкция по выполнению контрольной работы. Внимательно прочитайте каждое задание и предполагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое - то задание вызывает затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые уверены. К пропущенным заданиям Вы можете вернуться позже. За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до пяти баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь как можно больше выполнить заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! Бланк ответов Фамилия, имя студента________________ Группа________________ Вариант _______________ А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ответа вариантов Номера Номера заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме В1 В2 В3 В4 В5 Тестовые задания Дисциплина: «Психология общения». ЧАСТЬ А Указание № 1: В заданиях с 1-20 выберите один правильный вариант ответа. 1. Социально-психологическое явление, которое вмещает в себя все богатство многообразных духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью: а) перцепция б) общение в) сублимация г) коммуникативная компетентность 2. Функция, представляющая диалог с самимсобой, позволяющий обдумать принимаемые решения и поступать в той или иной ситуации более обдуманно и разумно: а) информационно – коммуникативная б) функция подтверждения в) внутриличностная функция общения 3. Вид общения (повелительный, не допускающий выбора) — как правило, авторитарная (силовая) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. В данном случае партнер выступает обычно как пассивная сторона, как механизм, которым следует управлять: а) императивное б) деловое в) манипулятивное г) повседневное 4. Внушающая, модель общения, искусство внушать, а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловых совещаниях или в воспитательных беседах с людьми, нуждающимися в мотивационной коррекции: а) суггестивная модель общения б) экспрессивная в) ритуальная г) убеждающая 5. Коммуникация, осуществляющаяся посредством речи и ее слушания: а) вербальная б) невербальная 6. Вид слушания, которое предполагается способность человека эмоционально откликаться на переживания и чувства других людей: а) эмпатическое б) направленное в) критическое 7. Процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения: а) информация б) интеракция в) перцепция 8. Эмоциональное сопереживание другому человеку, основанное на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, как он оценивает окружающий мир: а) идентификация б) эмпатия в) стратификация 9. Восприятие посредством ощущений, типичное выражение: «атмосфера невыносимая»: а) визуальное б) кинестетическое в) аудиальное 10. Вид диалога равноправных личностей: а) субъект – субъектные отношения б) объект - субъектные отношения в) объект - объектные отношения 11. Взаимодействие в группе, характеризующееся противостоянием, противоборством сторон для достижения собственных целей и интересов: а) кооперация б) конкуренция в) организационная культура 12. Построение поведения в соответствии с требованиями ситуации социального действия (взаимодействие,совместная работа, межличностное общение): а) социальная роль б) позиция в) статус г) оценочное отношение 13. Техника, рассчитанная на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и волевых импульсов: а) заражение б) внушение в) гипноз г) убеждение 14. Столкновение противоположных целей, интересов, взглядов, позиций или мнений двух и более людей: а) общение б) беседа в) конфликт г) сублимация 15. Наиболее распространенный тип конфликта из-за несовместимости взглядов, интересов, целей, направленности и потребностей участников взаимодействия, преследующих свои конкретные цели: а) межличностный б) внутриличностный в) между группой и членом группы г) межгрупповой 16.Конфликты, возникающие в тех случаях, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм деловых отношений и разумных аргументов: а) конструктивные б) неконструктивные в) деструктивные г) демотивация 17. Система этических норм, ценностей, которые признаны и приняты людьми: а) манера поведения б) мораль в) этика г) речевые нормы 18. Обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг: а) экстраверсия б) интроверсия в) препятствие г) клише 19.Ситуация, когда обе стороны идут на жертвы ради поиска общих интересов: а) компенсация б) компромисс в) избегание г) уход от ситуации 20. Состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами: а) интроверсия б) негативизм в) невротизм г) остракизм В1 ЧАСТЬ В. Указание № 2: Дайте определение понятиям. Невербальная коммуникация - В2 Принцип сотрудничества– В3 Рефлексия– В4 Самоактуализация – В5 Сенситивность– Матрица ответов А А А А А А А А А А1 А1 А1 А1 А1 А1 А1 А1 А1 А1 А2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 б в а а б б б в ответа Номера вариантов Номера заданий типа А с выбором ответа из предложенных вариантов б 1 вариант в в г а а в б б а в а Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме В1 В2 В3 В4 В5 Невербальная коммуникация — движения и особенности голоса человека при передаче им вербального сообщения. Принцип сотрудничества — состоит в том, что беседы будут протекать удачно, когда вклад участников разговора будет соответствовать его цели. Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на себе. Самоактуализация— стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей Сенситивность— чувствительность; способность одного человека точно предсказать чувства, мысли и поведение другого, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, всякого рода испытаний.