Экология

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕН.03 ЭКОЛОГИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ЕН.03 Экология» является обязательной частью математического и
общего естественно-научногоцикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей.
1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК,
ОК
ОК
0111,
ПК
1.16.4

Умения
Анализировать и прогнозировать
экологические последствия различных видов
деятельности;
Осуществлять в общем виде оценку
антропогенного воздействия на окружающую
среду с учетом специфики природноклиматических условий;
Грамотно реализовывать нормативноправовые акты при работе с экологической
документацией

Знания
Принципы взаимодействия живых
организмов и среды обитания;
Условия устойчивого состояния
экосистем;
Принципы и методы рационального
природопользования;
Методы снижения хозяйственного
воздействия на биосферу;
Методы экологического регулирования;
Организационные и правовые средства
охраны окружающей среды.

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки

Объем в часах
36
6

в том числе:
теоретическое обучение

26

Самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание дисциплины экология
Наименование
разделов
1
Раздел.1.
Экология как
научная дисциплина

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
2
1.Основные понятия и законы экологии.
Предмет, задачи, методы современной экологии. Положение экологии в
системе наук. Основные понятия экологии – вид, популяция, экосистема,
биосфера. Основные законы экологии.
2. Структура биосферы. Экосистемы
Уровни
организации
жизни.
Популяционно-видовой
уровень,
характеристики популяции: возрастная, половая структуры популяции,
динамика численности и плотности. Экосистемный уровень организации
жизни: состав, функциональная структура, биомасса, продуктивность,
сукцессии экосистем. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Строение
биосферы. Техносфера и экосфера.
3.Взаимоотношения организма и среды .
Понятие экологической среды и экологических факторов, биологической
устойчивости. Основные среды жизни. Классификация экологических
факторов. Закономерности действия экологических факторов на живые
организмы и адаптации к ним.
4. Практическое занятие №1
Факторы среды обитания и общие закономерности их действия на
организмы
5. Практическое занятие №2
Изучение основных характеристик популяций

Объем Формируемые
часов компетенции
3
18

4
ОК 2

2

2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4

2

2
2

ОК - 1
ОК - 2

6. Практическое занятие №3 Изучение круговоротов веществ в
биосфере
7.Отчётно-обобщающее занятие по разделу 1.
8. Человек и биосфера
Раздел.2.
Особенности эволюции человека, его экологическая ниша. Среда жизни
Среда обитания
человека и адаптации человека. Город как особая современная среда
человека и
жизни человека. Современное народонаселение и экологические
экологическая
последствия демографической ситуации.
безопасность
9. Экология и здоровье человека
Физические факторы окружающей среды и их влияние на здоровье
человека. Химические факторы окружающей среды и их влияние на
здоровье человека. Биотические факторы окружающей среды и здоровье
человека. Социальные факторы окружающей среды и здоровье человека.
Раздел.3. Глобальные 10.Глобальные экологические проблемы
Антропогенное
воздействие
на
атмосферу,
гидросферу,
экологические
проблемы и пути их литосферу. Химические и физические загрязнения, их основные
источники. Глобальные проблемы окружающей среды: парниковый
решения.
эффект, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, радиационное
загрязнение.
11. Самостоятельная работа.
Устойчивое развитие. Ноосфера.
12. Атмосфера, гидросфера, литосфера - структура, основные виды
загрязнения.
13. Самостоятельная работа. Негативные физические факторы
техносферы:
шумовое,
электромагнитное
и
радиоактивное
загрязнение окружающей среды
14. Отчётно-обобщающее занятие по разделу 3.

2

ОК - 2

2
2

ОК - 2
ОК - 4

2

ОК - 2
2

2
2
2
2

ОК - 2
ОК - 4

Раздел.4. Охрана
окружающей среды
и рациональное
природопользование

15.Природоохранная деятельность
История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих
охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники
природы. Особо охраняемые природные территории и их
законодательный статус. Экологические кризисы и экологические
ситуации. Экологические проблемы РФ
16.Природные ресурсы и их охрана
Классификации природных ресурсов.
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в
России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в
России. Экологические принципы рационального использования природных
ресурсов и охраны природы. Безотходные и малоотходные производства.
Экозащитная техника и технологии.
17.Нормативная база в области охраны окружающей среды и
рационального природопользования.
Экологический мониторинг, задачи, методы, классификация.
18. Итоговое занятие. Диф. зачёт.
Всего:

ОК - 2
ОК - 4
2

ОК - 1
ОК - 2
2

2
2
36

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Материально-техническое обеспечение
Посадочные места по количеству обучающихся; рабочие место преподавателя;
Телевизор.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при
этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
1. Основные печатные издания
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации. Электронная
библиотека. (https://www.book.ru/search3/search).
2.

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Знания
Принципы взаимодействия живых
организмов и среды обитания;
Условия устойчивого состояния экосистем;
Принципы и методы рационального
природопользования;
Методы снижения хозяйственного
воздействия на биосферу;
Методы экологического регулирования;
Организационные и правовые средства
охраны окружающей среды.
Анализировать
и
прогнозировать
экологические последствия различных видов
деятельности;
Осуществлять в общем виде оценку
антропогенного воздействия на окружающую
среду с учетом специфики природноклиматических условий;
Грамотно
реализовывать
нормативноправовые акты при работе с экологической
документацией
Умения
Анализировать и прогнозировать
экологические последствия различных видов
деятельности;
Осуществлять в общем виде оценку
антропогенного воздействия на окружающую
среду с учетом специфики природноклиматических условий;
Грамотно реализовывать нормативноправовые акты при работе с экологической
документацией

Критерии
оценки
Демонстрирует полноту
знаний по освоенному
материалу

Методы оценки

Полнота ответа, умение
применять знания на
практике, логичность
изложения материла

Фронтальный
опрос

Результаты
выполнения
тестового задания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».