1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕН.03 ЭКОЛОГИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «ЕН.03 Экология» является обязательной частью математического и общего естественно-научногоцикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. 1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК 0111, ПК 1.16.4 Умения Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природноклиматических условий; Грамотно реализовывать нормативноправовые акты при работе с экологической документацией Знания Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; Условия устойчивого состояния экосистем; Принципы и методы рационального природопользования; Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу; Методы экологического регулирования; Организационные и правовые средства охраны окружающей среды. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины в т.ч. в форме практической подготовки Объем в часах 36 6 в том числе: теоретическое обучение 26 Самостоятельная работа 4 Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет 2.2. Тематический план и содержание дисциплины экология Наименование разделов 1 Раздел.1. Экология как научная дисциплина Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 2 1.Основные понятия и законы экологии. Предмет, задачи, методы современной экологии. Положение экологии в системе наук. Основные понятия экологии – вид, популяция, экосистема, биосфера. Основные законы экологии. 2. Структура биосферы. Экосистемы Уровни организации жизни. Популяционно-видовой уровень, характеристики популяции: возрастная, половая структуры популяции, динамика численности и плотности. Экосистемный уровень организации жизни: состав, функциональная структура, биомасса, продуктивность, сукцессии экосистем. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Строение биосферы. Техносфера и экосфера. 3.Взаимоотношения организма и среды . Понятие экологической среды и экологических факторов, биологической устойчивости. Основные среды жизни. Классификация экологических факторов. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы и адаптации к ним. 4. Практическое занятие №1 Факторы среды обитания и общие закономерности их действия на организмы 5. Практическое занятие №2 Изучение основных характеристик популяций Объем Формируемые часов компетенции 3 18 4 ОК 2 2 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 2 2 2 ОК - 1 ОК - 2 6. Практическое занятие №3 Изучение круговоротов веществ в биосфере 7.Отчётно-обобщающее занятие по разделу 1. 8. Человек и биосфера Раздел.2. Особенности эволюции человека, его экологическая ниша. Среда жизни Среда обитания человека и адаптации человека. Город как особая современная среда человека и жизни человека. Современное народонаселение и экологические экологическая последствия демографической ситуации. безопасность 9. Экология и здоровье человека Физические факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека. Химические факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека. Биотические факторы окружающей среды и здоровье человека. Социальные факторы окружающей среды и здоровье человека. Раздел.3. Глобальные 10.Глобальные экологические проблемы Антропогенное воздействие на атмосферу, гидросферу, экологические проблемы и пути их литосферу. Химические и физические загрязнения, их основные источники. Глобальные проблемы окружающей среды: парниковый решения. эффект, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, радиационное загрязнение. 11. Самостоятельная работа. Устойчивое развитие. Ноосфера. 12. Атмосфера, гидросфера, литосфера - структура, основные виды загрязнения. 13. Самостоятельная работа. Негативные физические факторы техносферы: шумовое, электромагнитное и радиоактивное загрязнение окружающей среды 14. Отчётно-обобщающее занятие по разделу 3. 2 ОК - 2 2 2 ОК - 2 ОК - 4 2 ОК - 2 2 2 2 2 2 ОК - 2 ОК - 4 Раздел.4. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование 15.Природоохранная деятельность История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы РФ 16.Природные ресурсы и их охрана Классификации природных ресурсов. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Безотходные и малоотходные производства. Экозащитная техника и технологии. 17.Нормативная база в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Экологический мониторинг, задачи, методы, классификация. 18. Итоговое занятие. Диф. зачёт. Всего: ОК - 2 ОК - 4 2 ОК - 1 ОК - 2 2 2 2 36 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Материально-техническое обеспечение Посадочные места по количеству обучающихся; рабочие место преподавателя; Телевизор. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 1. Основные печатные издания Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации. Электронная библиотека. (https://www.book.ru/search3/search). 2. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; Условия устойчивого состояния экосистем; Принципы и методы рационального природопользования; Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу; Методы экологического регулирования; Организационные и правовые средства охраны окружающей среды. Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природноклиматических условий; Грамотно реализовывать нормативноправовые акты при работе с экологической документацией Умения Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природноклиматических условий; Грамотно реализовывать нормативноправовые акты при работе с экологической документацией Критерии оценки Демонстрирует полноту знаний по освоенному материалу Методы оценки Полнота ответа, умение применять знания на практике, логичность изложения материла Фронтальный опрос Результаты выполнения тестового задания