Экономика организации

1

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с
авторской программой по специальности 23.02.07 Техническое
обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, с
учетом программы воспитания по специальности

Разработчик:
Шаритдинова
Л.А.,
«Красноуфимский аграрный колледж»

преподаватель

ГАПОУ

СО

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

стр
4
5
13
14
15

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 11 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и
ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код ОК, ПК
ОК 01 Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам

ОК2 Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК3 Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

Умения
распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном
и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или
проблему и выделять её
составные части; определять этапы
решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составить план действия;
определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах;
реализовать составленный план;
оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно
или с помощью наставника)
определять задачи для поиска
информации;
определять необходимые источники
информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации;
оценивать практическую
значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска
определять актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной
деятельности;
применять современную научную
профессиональную терминологию;
определять и выстраивать
траектории профессионального

Знания
актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники
информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях;
методы работы в
профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для
решения задач;
порядок оценки результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности;
приемы структурирования
информации;
формат оформления результатов
поиска информации

содержание актуальной
нормативно-правовой
документации; современная
научная и профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального развития и
самообразования

4

развития и самообразования
ОК4 Работать в
организовывать работу коллектива
коллективе и команде, и команды;
взаимодействовать с коллегами,
эффективно
взаимодействовать с
руководством, клиентами в ходе
коллегами,
профессиональной деятельности
руководством,
клиентами.
ОК5 Осуществлять
грамотно излагать свои мысли и
устную и письменную оформлять документы по
коммуникацию на
профессиональной тематике на
государственном
государственном языке, проявлять
языке с учетом
толерантность в рабочем
особенностей
коллективе
социального и
культурного
контекста.
ОК6 Проявлять
описывать значимость своей
гражданскопрофессии (специальности)
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей.
ОК7 Содействовать
соблюдать нормы экологической
сохранению
безопасности;
окружающей среды,
определять направления
ресурсосбережению,
ресурсосбережения в рамках
эффективно
профессиональной деятельности по
действовать в
специальности
чрезвычайных
ситуациях.
ОК9 Использовать
применять средства
информационные
информационных технологий для
технологии в
решения профессиональных задач;
профессиональной
использовать современное
деятельности
программное обеспечение
ОК11 Планировать
выявлять достоинства и недостатки
предпринимательскую коммерческой идеи;
деятельность в
презентовать идеи открытия
профессиональной
собственного дела в
сфере
профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по
процентным ставкам кредитования;
определять инвестиционную
привлекательность коммерческих
идей в рамках профессиональной
деятельности; презентовать бизнесидею;
определять источники

психологические основы
деятельности коллектива,
психологические особенности
личности;
основы проектной деятельности
особенности социального и
культурного контекста;
правила оформления документов
и построения устных сообщений.

сущность гражданскопатриотической позиции,
общечеловеческих ценностей;
значимость профессиональной
деятельности по специальности

правила экологической
безопасности при ведении
профессиональной деятельности;
основные ресурсы,
задействованные в
профессиональной
деятельности; пути обеспечения
ресурсосбережения
современные средства и
устройства информатизации;
порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональной деятельности
основы предпринимательской
деятельности;
основы финансовой
грамотности;
правила разработки бизнеспланов;
порядок выстраивания
презентации;
кредитные банковские продукты

5

ПК 5.1. Планировать
деятельность
подразделения по
техническому
обслуживанию и
ремонту систем, узлов
и двигателей
автомобиля.

финансирования
рассчитывать по принятой
методологии основные
технико-экономические показатели
производственной деятельности;
производить расчет
производительности труда
производственного персонала;
планировать размер оплаты труда
работников;
производить расчет среднемесячной
заработной
платы производственного
персонала;
производить расчет доплат и
надбавок к заработной
плате работников;
определять размер основного фонда
заработной платы
производственного персонала;
определять размер дополнительного
фонда заработной платы
производственного персонала;
рассчитывать общий фонд
заработной платы
производственного персонала;
производить расчет платежей во
внебюджетные фонды РФ;
формировать общий фонд
заработной платы персонала с
начислениями
Формировать смету затрат
предприятия;
производить расчет затрат
предприятия по статьям
сметы затрат;
определять структуру затрат
предприятия автомобильного
транспорта;
калькулировать себестоимость
транспортной продукции по
статьям сметы затрат;
графически представлять
результаты произведенных
расчетов;
рассчитывать тариф на услуги
предприятия
автомобильного транспорта;
оформлять документацию по
результатам расчетов
Производить расчет величины
доходов предприятия;
производить расчет величины
валовой прибыли предприятия;

Действующие законодательные и
нормативные акты,
регулирующие производственнохозяйственную деятельность
предприятия;
основные технико
экономические показатели
производственной деятельности;
методики расчета техникоэкономических показателей
производственной деятельности
Категории работников на
предприятиях автомобильного
транспорта;
методику расчета планового
фонда рабочего времени
производственного персонала;
действующие законодательные и
нормативные акты,
регулирующие порядок
исчисления и выплаты
заработной платы;
форм и систем оплаты труда
персонала;
назначение тарифной системы
оплаты труда и ее элементы;
виды доплат и надбавок к
заработной плате на
предприятиях автомобильного
транспорта;
состав общего фонда заработной
платы персонала с
начислениями;
действующие ставки налога на
доходы физических
лиц;
действующие ставки по
платежам во внебюджетные
фонды РФ
Классификацию затрат
предприятия;
статьи сметы затрат;
методику составления сметы
затрат;
методику калькуляции
себестоимости транспортной
продукции;
способы наглядного
представления и изображения
данных;
методы ценообразования на
предприятиях автомобильного
транспорта

6

производить расчет налога на
прибыль предприятия;
производить расчет величины
чистой прибыли предприятия;
рассчитывать экономическую
эффективность производственной
деятельности;
проводить анализ результатов
деятельности предприятия
автомобильного транспорта

ПК 5.2.
Организовывать
материальнотехническое
обеспечение процесса
по техническому
обслуживанию и
ремонту
автотранспортных
средств.

Методику расчета доходов
предприятия;
методику расчета валовой
прибыли предприятия;
общий и специальный налоговые
режимы;
действующие ставки налогов, в
зависимости от выбранного
режима налогообложения;
методику расчета величины
чистой прибыли;
порядок распределения и
использования прибыли
предприятия;
методы расчета экономической
эффективности
производственной деятельности
предприятия;
методику проведения
экономического анализа
деятельности предприятия
Проводить оценку стоимости
Характерные особенности
основных фондов;
основных фондов предприятий
анализировать объем и состав
автомобильного транспорта;
основных фондов
классификацию основных
предприятия автомобильного
фондов предприятия;
транспорта;
виды оценки основных фондов
определять техническое состояние
предприятия;
основных фондов;
особенности структуры
анализировать движение основных
основных фондов
фондов;
предприятий автомобильного
рассчитывать величину
транспорта;
амортизационных отчислений;
методику расчета показателей,
определять эффективность
характеризующих техническое
использования основных фондов
состояние и движение основных
Определять потребность в
фондов предприятия; методы
оборотных средствах;
начисления
нормировать оборотные средства
амортизации по основным
предприятия;
фондам;
определять эффективность
методику оценки эффективности
использования оборотных средств;
использования
выявлять пути ускорения
основных фондов
оборачиваемости оборотных
Состав и структуру оборотных
средств предприятия
средств предприятий
автомобильного транспорта
автомобильного транспорта;
Определять потребность
стадии кругооборота оборотных
предприятия автомобильного
средств;
транспорта в объектах материально- принципы и методику
технического снабжения в
нормирования оборотных
натуральном и стоимостном
фондов предприятия;
выражении
методику расчета показателей
использования основных средств
методику расчета затрат по
объектам материально-

7

ПК 5.4. Разрабатывать
предложения по
совершенствованию
деятельности
подразделения,
техническому
обслуживанию и
ремонту
автотранспортных
средств.

ПК 6.1. Определять
необходимость
модернизации
автотранспортного
средства.

ЛР 13

ЛР 16
ЛР 18

технического снабжения в
натуральном и
стоимостном выражении
Действующие законодательные и
нормативные акты,
регулирующие производственнохозяйственную деятельность
Основы менеджмента
Порядок обеспечения
производства материальнотехническими, трудовыми и
финансовыми ресурсами
Порядок использования
материально-технических,
трудовых и финансовых
ресурсов
Действующие законодательные и
нормативные акты,
Регулирующие производственно
хозяйственную деятельность
Основы менеджмента
Организационную структуру
управления

Извлекать информацию через
систему коммуникаций
Оценивать и анализировать
использование
материально-технических ресурсов
производства
Оценивать и анализировать
использование трудовых
ресурсов производства
Оценивать и анализировать
использование финансовых
ресурсов производства
Оценивать и анализировать
организационно-технический
уровень производства
Оценивать и анализировать
организационноуправленческий уровень
производства
Формулировать проблему путем
сопоставления желаемого и
фактического результатов
деятельности подразделения
Генерировать и выбирать средства
и способы решения задачи
Всесторонне прорабатывать
решение задачи через указание
данных, необходимых и
достаточных для реализации
предложения
Формировать пакет документов по
оформлению рационализаторского
предложения
Осуществлять взаимодействие с
вышестоящим руководством
Производить расчеты
Правила расчета снижения
экономической эффективности
затрат на эксплуатацию
от внедрения мероприятий по
Т.С., рентабельность услуг;
модернизации Т.С.
Правила подсчета расхода
Пользоваться вычислительной
запасных частей н затрат
техникой;
на обслуживание и ремонт;
Анализировать результаты
модернизации на примере других
предприятий (организаций).
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям
работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный,
трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач,
эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Активно применяющий полученные знания на практике
Пользоваться
профессиональной
документацией
на

8

ЛР 19

государственном языке
Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность,
чувство такта и готовность оказывать услугу каждому кто в ней
нуждается

2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем программы
в т.ч теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа
Консультации
Итоговая аттестация

Объем
часов
56
28
20
8
8
ДЗ

9

№
п\п

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 11 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Раздел 1. Организация и автомобильная отрасль как среда его развития
1.
Автомобильная отрасль в условиях
Содержание учебного материала
рыночных отношений
Понятие и структура отрасли. Место и роль автомобильного транспорта
в экономике страны. Значение и особенности автомобильного
транспорта. Современное состояние экономики автомобильного
транспорта и перспективы его развития. Межотраслевые комплексы.
2
Особенности и перспективы развития Содержание учебного материала
отрасли
Принципы и основные направления экономических преобразований в
автомобильном транспорте. Формирование многоукладной экономики.
Государственная поддержка автомобильной отрасли. Роль и
особенности транспорта как отрасли материального производства
3
Предприятие как хозяйствующий
Содержание учебного материала
субъект в рыночной экономике
Предприятие как хозяйствующий субъект и объект
предпринимательской деятельности. Классификация организаций
(предприятий). Коммерческие и некоммерческие организации
(предприятия). Правовые основы хозяйственной деятельности
организации (предприятия). Законы и нормативные акты,
регламентирующие деятельность предприятия. Банкротство
организации (предприятия).
4
Организационно правовые формы
Содержание учебного материала
предприятий
Организационно-правовые формы организации (предприятия), их
сущность и особенности. Хозяйственные товарищества: полное
товарищество и товарищество на вере (коммандитное). Хозяйственные

Объем
часов

Коды
компетенций,
ЛР
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2

ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18

2

ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18

2

ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18

2

ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18

10

общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с
дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое и
закрытое). Индивидуальное предпринимательство на автомобильном
транспорте
5
Производственная структура
Содержание учебного материала
предприятий
Производственная структура предприятий. Элементы производственной
структуры предприятий. Общая организация производственного и
технологического процессов
Раздел 2 Материально – техническая база отрасли
6
Имущество организации
Содержание учебного материала
Понятие об имуществе организации (предприятия). Материальновещественные и нематериальные элементы имущества. Движимое и
недвижимое имущество.
7
Капитал организации
Содержание учебного материала
Понятие о капитале. Реальный и денежный капитал. Собственный и
заемный капитал. Уставной (складочный) капитал. Основной и
оборотный капитал.
8
Основные средства предприятия
Содержание учебного материала
Экономическая сущность основных средств. Классификация и
структура основных средств, их оценка. Износ и амортизация основных
средств.
9
ПЗ 1 Расчет обеспеченности и Содержание учебного материала
эффективности
использования Расчет обеспеченности и эффективности использования основных и
основных средств
оборотных средств производства
10

11

ПЗ 2 Расчет
отчислений

амортизационных Содержание учебного материала
Решение задач на определение сумм амортизационных отчислений
разными способами

Оборотные средства предприятия

Содержание учебного материала
Экономическая сущность, классификация , состав и структура оборотных
средств. Нормирование оборотных средств и особенности их
формирования в отрасли. Кругооборот и воспроизводство оборотных

2

ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18

2

ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18

2

2

2

2

2

11

12

ПЗ 3 Расчет показателей
использования оборотных средств

13

Трудовые ресурсы предприятия

14

Производительность труда

15

средств. Эффективность использования оборотных средств и пути ее
повышения.
Содержание учебного материала
Решение по показателям использования оборотных средств

2

Содержание учебного материала
Понятие о трудовых ресурсах и экономически активном населении
(рабочей силе), их состав. Занятость и безработица, ее виды и уровень.
Особенности использования трудовых
ресурсов в отрасли.
Обеспеченность
отрасли
трудовыми
ресурсами.
Показатели
использования трудовых ресурсов в отрасли.
Содержание учебного материала
Производительность труда и пути ее повышения. Трудоемкость и пути
ее снижения

2

Нормирование труда

Содержание учебного материала
Формы организации труда. Нормирование труда. Виды норм. Методы
нормирования труда. Фотография и хронометраж рабочего времени.

2

16

Оплата труда

Содержание учебного материала
Сущность заработной платы и ее виды. Тарифная система оплаты труда
ее основные элементы. Формы и системы оплаты труда

2

17

ПЗ 4 Расчет показателей
использования трудовых ресурсов

Содержание учебного материала
Расчет
показателей
использования
производительности труда.

2

18

ПЗ 5 Расчет заработной платы
отдельных категорий работников.

Содержание учебного материала
Расчет заработной платы отдельных категорий работников.

2

19

ПЗ 6 Планирование фонда оплаты

Содержание учебного материала

2

трудовых

ресурсов

и

2

ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11

12

труда

Планирование фонда оплаты труда

ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18

Раздел 3 Показатели деятельности организации
20
Издержки обращения
Содержание учебного материала
Понятие издержек. Виды издержек. Основы маржинального анализа

2

21

Себестоимость продукции, услуг

Содержание учебного материала
Себестоимость ее виды. Статьи и элементы себестоимости. Пути
снижения себестоимости

2

22

Цена на услугу

Содержание учебного материала
Понятие цены ее виды. Функции цены. Понятие тарифа. Методика
определения тарифов

2

23

ПЗ 7 Калькуляция себестоимости

Содержание учебного материала
Решение по калькуляции себестоимости

2

24

ПЗ 8 Определение тарифов на
услуги

Содержание учебного материала
Решение задач по определению тарифов

2

25

Прибыль и уровень рентабельности

Содержание учебного материала
Прибыль и рентабельность – важнейшие экономические категории.
Безубыточность производства. Распределение прибыли на фонды

2

26

ПЗ 9 Расчет показателей прибыли и
уровня рентабельности

Содержание учебного материала
Решение задач по определению прибыли у уровня рентабельности

2

27

ПЗ 10 Построение графика

Содержание учебного материала

2

ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11

13

28

безубыточности

Решение задач по построению графика безубыточности

Заключительное занятие по
дисциплине

Содержание учебного материала

2

ВСЕГО ЧАСОВ
Теоретических
ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНО
КОНСУЛЬТАЦИИ

56
28
20
8
8

ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18
ОК1-ОК11
ПК 5.1, ПК 5.2,
ПК 5.4, ПК 6.1
ЛР 13,16,18,18

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет менеджмента
и маркетинга, экономики организации
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Печатные издания:
1. Гражданский кодекс РФ
2. Трудовой кодекс РФ
3. Налоговый кодекс РФ
4. Фролов Н.Н., Напхоненко Н.В.,Колоскова Л.И., ИльиноваА.А. Экономика
предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие/ Под ред. Н.В.
Напхоненко; 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: ИКЦ «МарТ»,
Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2008
5. Лавриков И.Н. Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие/
Под науч. ред. Д-ра экон. Наук, проф. И.А. Минакова.- Томбов: Изд-во ГОУ
ВПО ТГТУ, Томбов, 2011
6. Репина Е.А. Менеджмент. – М.: Издат. центр «Академия», 2011
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
2. Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО»
http://www.firo.ru/
3. Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт,
единое окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/
4. Экономико–правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: http://www.vuzlib.net.
3.2.3 Дополнительные источники:
1. .Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «ГНОМ-пресс» при сод. Т.Д.
«Элит-2000», 2003.
2. Менеджмент. Практикум: Учеб, пособие / Под ред. Кибанова
А.ЯИНФРА-М, 2001.
3. Финансовый менеджмент: Практикум/ Бурмистрова Л.А., Ветрова Е.Ю.,
Жеволюкова О.А.и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
4. Русинова Ф.М. и Разу М,Л. Менеджмент. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.
5. Маркетинг / Под ред. Проф. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и
издателей «ТАНДЕМ».
Отечественные журналы:

15

•
•
•
•

«За рулем»
«Автомобильный транспорт»
Российская газета»,
«Маркетинг».

16

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
рассчитывать основные техникоэкономические показатели деятельности
организации
применять в профессиональной деятельности
приемы делового и управленческого общения
анализировать ситуацию на рынке товаров и
услуг;
Знания:
основные положения экономической теории
принципы рыночной экономики
современное состояние и перспективы
развития отрасли
роли и организацию хозяйствующих
субъектов в рыночной экономике
механизмы ценообразования на продукцию
(услуги)
формы оплаты труда
стили управления, виды коммуникации;
принципы делового общения в коллективе
управленческий цикл
особенности менеджмента в автотранспортной
области
сущность, цели, основные принципы и
функции маркетинга, его связь с
менеджментом
формы адаптации производства и сбыта
к рыночной ситуации
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и
принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку
информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной

Критерии
оценивания
Отлично
Обучающийся умеет
увязывать теорию с
практикой (решает
задачи и формулирует
выводы, умеет
пояснить полученные
результаты), владеет
понятийным
аппаратом, полно и
глубоко овладел
материалом по
заданной теме,
обосновывает свои
суждения и даёт
правильные ответы на
поставленные вопросы
преподавателем
Хорошо
Обучающийся умеет
увязывать теорию с
практикой (решает
задачи и формулирует
выводы, умеет
пояснить полученные
результаты), владеет
понятийным
аппаратом, полно и
глубоко овладел
материалом по
заданной теме, но
содержание ответов
имеют некоторые
неточности.
Удовлетворительно
Обучающийся знает и
понимает материал по
заданной теме, но
изложение неполное,
непоследовательное,
допускаются
неточности в
определении понятий,
студент не может
обосновать свои

Формы и методы
контроля и
оценки
результатов
обучения
практические
занятия,
самостоятельная
работа,
выполнение
индивидуальных
заданий,
тестирование,
оценка
деятельности
на
практических
занятиях,
устный экзамен

17

деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать
деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в
том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
ПК 5.1. Планировать деятельность
подразделения по техническому
обслуживанию и ремонту систем, узлов и
двигателей автомобиля.
ПК 5.2.
Организовывать материально-техническое
обеспечение процесса
по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспортных средств.
ПК 5.4. Разрабатывать предложения по
совершенствованию
деятельности подразделения, техническому
обслуживанию и ремонту автотранспортных
средств.
ПК 6.1. Определять необходимость
модернизации автотранспортного средства.
ЛР 13 Готовность обучающегося
соответствовать ожиданиям работодателей:
ответственный сотрудник,
дисциплинированный, трудолюбивый,
нацеленный на достижение поставленных
задач, эффективно взаимодействующий с
членами команды, сотрудничающий с
другими людьми, проектно мыслящий.
ЛР 16 Активно применяющий полученные
знания на практике
ЛР 18 Пользоваться профессиональной
документацией на государственном языке
ЛР 19 Проявлять доброжелательность к
окружающим, деликатность, чувство такта и
готовность оказывать услугу каждому кто в
ней нуждается

ответы.
Неудовлетворительно
Обучающийся
допускает ошибки в
определении понятий,
искажающие их смысл,
беспорядочно и
неуверенно излагает
материал. Делает
ошибки в ответах на
поставленные вопросы
преподавателя

18

КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 11 Экономика организации
Специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем, агрегатов автомобилей
курс, группа 4, 41 ТО

19

СОДЕРЖАНИЕ
4.1 Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств

22

4.1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

22

4.1.2 Формы промежуточной аттестации

24

4.1.3 Описание процедуры дифференцированного зачета

24

4.1.4 Критерии оценки на дифференцированном зачете

25

4.2 Комплект «Промежуточная аттестация»

26

4.2.1 Вопросы к дифференцированному зачету

26

4.2.2 Типовые практические задания

28

20

4.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ
СРЕДСТВ
4.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются
умения и знания.
Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с
использованием следующих форм и методов:
Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
У 1 рассчитывать основные
технико-экономические
показатели деятельности
организации
З 1 основные положения
экономической теории;

З 2 принципы рыночной
экономики
З 3 современное состояние
и перспективы развития
отрасли
З 4 роли и организацию
хозяйствующих субъектов
в рыночной экономике

З 5 механизмы
ценообразования
на продукцию (услуги)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
правильность расчета основных техникоэкономических показателей деятельности
организации
- точность определения понятия
экономики;
- глубина раскрытия основных
экономических проблем
- полнота знаний предмета, объекта,
методов, основных вопросов экономики.
- полнота характеристики производства,
факторов производства, фаз
воспроизводства;
- глубина раскрытия ограниченности
ресурсов, проблем экономического
выбора.
- полнота характеристики современного
состояния и перспектив развития отрасли;
-полнота характеристики организации как
хозяйствующего субъекта рыночной
экономики.
- глубина раскрытия рыночного спроса и
предложения, механизма рыночного
ценообразования, рыночной конкуренции;
- правильность формулирования сущности
и функций цены;
- полнота знаний классификации цен на
товары и услуги;
- правильность определения состава и

Наименование
оценочного
средства
Практическое
занятие 1, 2, 3, 4,
5, 6, 7, 8

Теоретическое
занятие 2,3

Теоретическое
занятие 9, 10,
23,25, 27, 29
Теоретическое
занятие 1
Теоретическое
занятие 4

Теоретическое
занятие 30

21

структуры цены;

- глубина раскрытия методики расчета оптовой
и розничной цены на продукцию;

З 6 формы оплаты труда

-полнота характеристики основных форм и
систем оплаты труда.

Теоретическое
занятие 15, 16, 32,
33

Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной
системы оценки.
4.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации

№
семестра
7

Формы промежуточной аттестации

Форма проведения

Дифференцированный зачет

Письменно по билетам

4.1.3

ОПИСАНИЕ

ПРОЦЕДУРЫ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО

ЗАЧЕТА
Процедура дифференцированного зачета устанавливает уровень
сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний по
материалу, изучаемому в семестре.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-

рассчитывать

основные

технико-экономические

показатели

деятельности организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и
управленческого общения;
- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения экономической теории;
- принципы рыночной экономики;
- современное состояние и перспективы развития отрасли;
- роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
- формы оплаты труда;
- стили управления, виды коммуникации;
22

- принципы делового общения в коллективе;
- управленческий цикл;
- особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с
менеджментом;
- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
Количество заданий для студента:
практическое задание.
Время выполнения 45 мин:
Условия выполнения заданий

один

теоретический

вопрос

и

Помещение: учебная аудитория.
Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности.
Оборудование: калькулятор для выполнения расчетов.
4.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ЗАЧЕТЕ
Таблица 4 – Критерии оценки на дифференцированном зачете
Оценка
Отлично

Показатели оценки
Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает
задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные
результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко
овладел материалом по заданной теме, обосновывает свои
суждения и даёт правильные ответы на вопросы преподавателя
Хорошо
Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает
задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные
результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко
овладел материалом по заданной теме, но содержание ответов
имеют некоторые неточности и требуют уточнения и комментария
со стороны преподавателя
Удовлетворительно
Обучающийся знает и понимает материал по заданной теме, но
изложение неполное, непоследовательное, допускаются
неточности в определении понятий, студент не может обосновать
свои ответы на уточняющие вопросы преподавателя
Неудовлетворительно Обущающийся допускает ошибки в определении понятий,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Делает ошибки в ответах на уточняющие вопросы
преподавателя

4.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
4.2.1 Вопросы к дифференцированному зачету
Теоретические вопросы к зачету
23

1.Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект и как
имущественный комплекс.
2.Классификация организаций (предприятий). Коммерческие и
некоммерческие организации (предприятия).
3.Организация (предприятие) как субъект и объект предпринимательской
деятельности.
4.Правовые основы хозяйственной деятельности организации (предприятия).
5.Производственная структура организации (предприятия). Характеристика
основного, вспомогательного и подсобного производства.
6. Типы производства, их характеристика.
7.Инфраструктура организации (предприятия).
8.Специализация организации (предприятия), ее виды и показатели.
9.Диверсификация производства и ее экономическое значение.
10.Понятие о концентрации производства и формы ее осуществления.
11.Понятие о трудовых ресурсах и экономически активном населении
(рабочей силе), их состав.
12.Занятость и безработица, ее виды и уровень.
13.Особенности использования трудовых ресурсов в отрасли.
Обеспеченность отрасли трудовыми ресурсами.
14.Показатели использования трудовых ресурсов в отрасли.
15.Производительность труда и пути ее повышения.
16.Формы организации труда.
17.Нормирование труда. Виды норм.
18.Методы нормирования труда. Фотография и хронометраж рабочего
времени
19.Сущность заработной платы и ее виды.
20.Тарифная система оплаты труда ее основные элементы. 3.Формы и
системы оплаты труда
21.Понятие об имуществе организации (предприятия). Материальновещественные и нематериальные элементы имущества. Движимое и
недвижимое имущество.
22.Понятие о капитале. Реальный и денежный капитал. Собственный и
заемный капитал. Уставной (складочный) капитал.
23.Экономическая сущность основных средств.
24.Классификация и структура основных средств, их оценка.
25.Износ и амортизация основных средств.
26.Обеспеченность основными средствами. Воспроизводство основных
средств.
27.Эффективность использования основных средств и пути ее повышения.
28.Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств.
29.Нормирование оборотных средств и особенности их формирования в
отрасли
30.Сущность, задачи и система планирования в организации (предприятии).
31.Принципы и методы планирования. Виды планов.
32.Производственная программа и производственная мощность.
24

33.Бизнес-план, его назначение. Характеристика разделов бизнес-плана.
Практические задачи к зачету
1. Определить показатели производительности труда: среднегодовой,
среднедневной и среднечасовой, если за год продукции выработано на сумму
2000 тыс. руб., среднесписочная численность рабочих – 220 человек,
количество рабочих дней в году 235, эффективная продолжительность
рабочего дня – 7,8 ч.
2. Предприятие купило оборудование, стоимость которого равна 130
тыс.руб., срок службы составляет 5 лет. Норма амортизации 20 %.
Рассчитайте амортизацию способом уменьшаемого остатка:
Год
Остаточная
Норма
Сумма годовой
Остаточная
стоимость на
амортизации, амортизации (руб.) стоимость на конец
начало года (руб.)
%
года (руб.)
1
2
3
4
5
3. По данным приведенным в таблице, определить фондоотдачу,
фондоемкость и фондовооруженность основных производственных фондов,
указать на каком предприятии лучше используются ОПФ.
показатели
товарная продукция, тыс. руб.
среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.
среднесписочная численность рабочих,
чел.
прибыль от реализации продукции,
тыс.руб.

предприятие
А
478000
50940
1350
10190

предприятие
Б
11230
6740
600
3250

4. Определить показатели использования оборотных средств за год при
условии: среднегодовая стоимость оборотных средств составляет – 350
тыс.руб., объем реализованной продукции за год составляет 6000 тыс.руб.;
остаток оборотных средств – 127 тыс.руб.
5. Рассчитайте годовую прибыль предприятия, если доход за год
составил 2,3 млн рублей, годовые переменные издержки составили 0,33 млн
рублей, постоянные издержки составили 1,44 млн рублей. Рассчитайте
рентабельность продаж.
25

6. Рассчитать общую рентабельность производства предприятия, если на
начало планируемого года основные производственные фонды составляли
66200 тыс. руб. С 1 июля вводятся основные производственные фонды на
сумму 430 тыс. руб., а с 1декабря выбывают фонды на сумму 876 тыс. руб.
Полная себестоимость реализуемой продукции по плану 98700 тыс. руб.
Плановая стоимость реализуемой продукции в действующих оптовых ценах
предприятия 123400 тыс. руб. Прибыль от услуг непромышленного характера
150 тыс. руб, по операциям с ценными бумагами 546 тыс. руб. Плановый
размер нормируемых оборотных средств составляет 37000 тыс. руб.
7. Предприятие купило оборудование, стоимость которого равна 130
тыс.руб., срок службы составляет 11 лет. Рассчитайте амортизацию
линейным способом

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».