1 Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с авторской программой по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» и с учетом программы воспитания по специальности Разработчик: Шаритдинова Л.А., «Красноуфимский аграрный колледж» преподаватель ГАПОУ СО 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 12 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла. Учебная дисциплинаОПД11 Основы экономики, менеджмента и маркетинга обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии Код ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 9. ОК 10. ОК 11 ЛР 13 ЛР 16 ЛР 18 ЛР 19 Наименование результата обучения Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное Поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, антикоррупционного поведения. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Пользоваться профессиональной документацией на государственном иностранном языках. Использовать знания по финансовой предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. Активно применяющий полученные знания на практике Пользоваться профессиональной документацией на государственном языке Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказывать услугу каждому кто в ней нуждается 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: 4 Код 1 ОК Умения Знания ОК 01 распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; ОК 02 ОК 03 ОК 04 организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности ОК 05 грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; составлять документы относящиеся к профессиональной деятельности применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение ОК 09 ОК 10 понимать общий смысл четко номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации; задачи и требования для выполнения задач профессиональной деятельности содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; нормативноправовое регулирование автотранспортной деятельности психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности; функции подразделений автотранспортных предприятий. особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений; основные принципы организации документооборота. современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности правила построения простых и Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных для освоения, которых необходимо освоение данной дисциплины. 1 5 ОК 11 произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности. сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации. 2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины в том числе: теоретическое обучение практические занятия самостоятельная работа консультации Промежуточная аттестация Объем часов 36 24 10 2 2 Диф. зачет 6 № п\п 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 11 «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕТА И МАРКЕТИНГА» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Коды ОК, ЛР, формированию которых способствует элемент программы 2 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 Раздел 1. Основы экономики Тема 1.1 Экономика система общественного воспроизводства 1. Экономика система общественного воспроизводства 2 Предприятие как хозяйствующий субъект 3 Организационно-правовые формы организации (Консультация) 4 Имущество организации Капитал организации Контрольная работа по разделу Содержание учебного материала Понятие экономики. Предмет, методы, функции, структура, взаимосвязь с другими науками. Производство как процесс создания полезного продукта. Факторы производства, их классификация. Производственные возможности общества и ограниченность ресурсов. Содержание учебного материала Предприятие как хозяйствующий субъект и объект предпринимательской деятельности . Классификация организаций (предприятий). Коммерческие и некоммерческие организации (предприятия). Правовые основы хозяйственной деятельности организации (предприятия). Законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятия. Банкротство организации (предприятия). Содержание учебного материала Организационно-правовые формы организации (предприятия), их сущность и особенности. Хозяйственные товарищества: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное). Хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое и закрытое). Индивидуальное предпринимательство на автомобильном транспорте Содержание учебного материала Понятие об имуществе организации (предприятия). Материальновещественные и нематериальные элементы имущества. Движимое и 2 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 2 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 2 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 7 «Основы экономики» Раздел 2. Менеджмент Тема 2.1. Основы менеджмента 5 Менеджмент: сущность, понятие недвижимое имущество. Понятие о капитале. Реальный и денежный капитал. Собственный и заемный капитал. Уставной (складочный) капитал. Основной и оборотный капитал. Содержание учебного материала Отношения государственного управления и менеджмента. Менеджмент: сущность, понятие, концепции. Цели и задачи менеджмента. Характерные черты и стадии менеджмента Содержание учебного материала Понятие, принципы и функции управления. Структура управления и основные принципы ее формирования. Типы структур управления на сельскохозяйственных предприятиях: двух-, трех-, четырехступенчатые; по организационному строению производства бригадная, отделенческая (территориально-производственная), цеховая (отраслевая), комбинированная. Их характеристика, условия применения. Сущность линейной, функциональной, линейно-функциональной структур управления. Методы управления: экономические, административные (организационно-распорядительные), социально-психологические. Управленческие решения, их виды. Разработка и принятие решений. Организация выполнения решений. Формулирование и доведение решений до исполнителей. Система контроля за выполнением решений. Содержание учебного материала Анализ производственных ситуаций 2 2 2 6 Структуры управления 7 Управленческие решения 8 ПЗ 1 Принятие управленческих решений 9 Управление конфликтами и стрессами 10 ПЗ 2 Решение конфликтных ситуаций Содержание учебного материала Самостоятельная работа 10 Природа конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Природа и причина стресса. Содержание учебного материала Разбор конфликтных ситуаций 11 Искусство общения Содержание учебного материала 2 2 2 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 ОК1-ОК11 8 Контрольная работа по разделу менеджмент Раздел 3. Маркетинг 12 Маркетинг в экономической жизни общества 13 ПЗ 3 Потребности в маркетинге 14 Маркетинговая среда 15 Маркетинговые исследования Контрольная работа по разделу: «Маркетинг» ПЗ 4 Составление анкеты. Сбор информации 16 17 ПЗ 5 Обработка информации Общение – основная форма человеческого бытия. Формы и организация общения. Деловое совещание, Деловые переговоры ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 Содержание учебного материала Маркетинг, маркетинговая деятельность. Концепции управления маркетингом. Цели системы маркетинга. Практическая деятельность маркетинга. Виды спросов. Основные понятия в области управления маркетингом. Анализ рыночных возможностей. Сегментирование рынка транспортных услуг. Разработка комплекса маркетинга. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Конкуренция на рынке транспортных услуг Содержание учебного материала Решение и обсуждение задач для уяснения содержания основополагающих подходов, которыми руководствуются в процессе управления предпринимательской деятельностью. Выполнение тестовых заданий для закрепления материала. Содержание учебного материала Факторы микросреды функционирования фирмы: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники, контактные аудитории. Виды рынков: потребительский рынок производителей, промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок. Типы конкурентов. Разновидности контактных аудиторий. Издержки производства и себестоимость сельскохозяйственных культур. Ценообразование на предприятии. Содержание учебного материала Маркетинговые исследования: понятие, цели и задачи, объекты Виды исследований Этапы проведения маркетинговых исследований Содержание учебного материала Содержание учебного материала 2 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 2 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 2 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 2 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 2 2 9 18 Дифференцированный зачет 2 Содержание учебного материала ВСЕГО ЧАСОВ АУДИТОРНЫХ ИЗ НИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО КОНСУЛЬТАЦИИ 36 36 10 2 2 ОК1-ОК11 ЛР 13, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет менеджмента и маркетинга, экономики организации 3.2 Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1 Печатные издания: 1. Гражданский кодекс РФ 2. Трудовой кодекс РФ 3. Налоговый кодекс РФ 4. Фролов Н.Н., Напхоненко Н.В.,Колоскова Л.И., ИльиноваА.А. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие/ Под ред. Н.В. Напхоненко; 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2008 5. Лавриков И.Н. Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие/ Под науч. ред. Д-ра экон. Наук, проф. И.А. Минакова.- Томбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, Томбов, 2011 6. Репина Е.А. Менеджмент. – М.: Издат. центр «Академия», 2011 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ 2. Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/ 3. Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/ 4. Экономико–правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vuzlib.net. 3.2.3 Дополнительные источники: 1. .Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «ГНОМ-пресс» при сод. Т.Д. «Элит-2000», 2003. 2. Менеджмент. Практикум: Учеб, пособие / Под ред. Кибанова А.ЯИНФРА-М, 2001. 3. Финансовый менеджмент: Практикум/ Бурмистрова Л.А., Ветрова Е.Ю., Жеволюкова О.А.и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 4. Русинова Ф.М. и Разу М,Л. Менеджмент. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. 5. Маркетинг / Под ред. Проф. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». 11 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: рассчитывать основные техникоэкономические показатели деятельности организации применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг; Знания: основные положения экономической теории принципы рыночной экономики современное состояние и перспективы развития отрасли роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике механизмы ценообразования на продукцию (услуги) формы оплаты труда стили управления, виды коммуникации; принципы делового общения в коллективе управленческий цикл особенности менеджмента в автотранспортной области сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Критерии оценивания Отлично Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, обосновывает свои суждения и даёт правильные ответы на поставленные вопросы преподавателем Хорошо Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, но содержание ответов имеют некоторые неточности. Удовлетворительно Обучающийся знает и понимает материал по заданной теме, но изложение неполное, непоследовательное, допускаются неточности в определении понятий, студент не может обосновать свои ответы. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий, тестирование, оценка деятельности на практических занятиях, устный экзамен 12 ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ЛР 13 Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. ЛР 16 Активно применяющий полученные знания на практике ЛР 18 Пользоваться профессиональной документацией на государственном языке ЛР 19 Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказывать услугу каждому кто в ней нуждается Неудовлетворительно Обещающийся допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Делает ошибки в ответах на поставленные вопросы преподавателя 13 КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 11 Основы экономики, менеджмента и маркетинга Специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей курс, группа 4, 41 ТО СОДЕРЖАНИЕ 4.1 Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств 22 4.1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 22 4.1.2 Формы промежуточной аттестации 24 4.1.3 Описание процедуры дифференцированного зачета 24 4.1.4 Критерии оценки на дифференцированного зачета 25 14 4.2 Комплект «Промежуточная аттестация» 26 4.2.1 Вопросы к дифференцированному зачету 26 4.2.2 Типовые практические задания 28 4.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 4.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания. 15 Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) У 2 применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения У 3 анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг З 1 основные положения экономической теории; З 2 принципы рыночной экономики З 3 современное состояние и перспективы развития отрасли З 4 роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике З 5 механизмы ценообразования на продукцию (услуги) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения -точность использования основных приемов делового взаимодействия партнеров, средств передачи информации, механизмов воздействия в общении; - правильность анализа ситуации на рынке товаров и услуг. - точность определения понятия экономики; - глубина раскрытия основных экономических проблем - полнота знаний предмета, объекта, методов, основных вопросов экономики. - полнота характеристики производства, факторов производства, фаз воспроизводства; - глубина раскрытия ограниченности ресурсов, проблем экономического выбора. - полнота характеристики современного состояния и перспектив развития отрасли; -полнота характеристики организации как хозяйствующего субъекта рыночной экономики. - глубина раскрытия рыночного спроса и предложения, механизма рыночного ценообразования, рыночной конкуренции; - правильность формулирования сущности и функций цены; - полнота знаний классификации цен на товары и услуги; - правильность определения состава и структуры цены; Наименование оценочного средства Практическое занятие 10 Практическое занятие 9 Теоретическое занятие 2,3 Теоретическое занятие 9, 10, 23,25, 27, 29 Теоретическое занятие 1 Теоретическое занятие 4 Теоретическое занятие 30 - глубина раскрытия методики расчета оптовой и розничной цены на продукцию; З 6 стили управления, виды коммуникации З 8 принципы делового общения в коллективе - полнота характеристики стилей управления и основных видов коммуникации. - глубина раскрытия структуры коммуникационного процесса, психологических закономерностей Теоретическое занятие 35, 36 Теоретическое занятие 38, 40 16 З 9 управленческий цикл З 10 особенности менеджмента в области профессиональной деятельности З 11 сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом З 12 формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации делового общения, сущности формальных и неформальных коммуникаций, этики делового общения. - глубина раскрытия этапов управленского цикла и его функций. - полнота знаний организации работы по управлению предприятием в АТП. - правильность формулирования сущности, целей, основных принципов и функций маркетинга. - полнота характеристики формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации. Теоретическое занятие 34 Теоретическое занятие 1 Теоретическое занятие 41 Теоретическое занятие 44, 45 Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы оценки. 4.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации № семестра 7 Формы промежуточной аттестации Форма проведения Дифференцированный зачет Письменно по билетам 4.1.3 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА Процедура дифференцированного зачета устанавливает уровень сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний по материалу, изучаемому в семестре. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; - анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные положения экономической теории; 17 - принципы рыночной экономики; - современное состояние и перспективы развития отрасли; - роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; - механизмы ценообразования на продукцию (услуги); - формы оплаты труда; - стили управления, виды коммуникации; - принципы делового общения в коллективе; - управленческий цикл; - особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства; - сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом; - формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации Количество заданий для студента: практическое задание. Время выполнения 45 мин: Условия выполнения заданий один теоретический вопрос и Помещение: учебная аудитория. Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности. Оборудование: калькулятор для выполнения расчетов. 4.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ЗАЧЕТЕ Таблица 4 – Критерии оценки на дифференцированном зачете Оценка Отлично Хорошо Удовлетворительно Показатели оценки Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, обосновывает свои суждения и даёт правильные ответы на вопросы преподавателя Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, но содержание ответов имеют некоторые неточности и требуют уточнения и комментария со стороны преподавателя Обучающийся знает и понимает материал по заданной теме, но изложение неполное, непоследовательное, допускаются неточности в определении понятий, студент не может обосновать свои ответы на уточняющие вопросы преподавателя 18 Неудовлетворительно Обущающийся допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Делает ошибки в ответах на уточняющие вопросы преподавателя 4.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ» 4.2.1 Вопросы к дифференцированному зачету Теоретические вопросы к зачету 1.Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект и как имущественный комплекс. 2.Классификация организаций (предприятий). Коммерческие и некоммерческие организации (предприятия). 3.Организация (предприятие) как субъект и объект предпринимательской деятельности. 4.Правовые основы хозяйственной деятельности организации (предприятия). 5.Занятость и безработица, ее виды и уровень. 6.Понятие о капитале. Реальный и денежный капитал. Собственный и заемный капитал. Уставной (складочный) капитал. 7.Менеджмент: сущность, понятие, концепции. 8.Цели и задачи менеджмента. Характерные черты и стадии менеджмента 9 .Понятие, принципы и функции управления. 10.Структура управления и основные принципы ее формирования. 3.Типы структур управления на сельскохозяйственных предприятиях: двух-, трех-, четырехступенчатые; по организационному строению производства бригадная, отделенческая (территориально-производственная), цеховая (отраслевая), комбинированная. Их характеристика, условия применения. 11.Сущность линейной, функциональной, линейно-функциональной структур управления. 12.Методы управления: экономические, административные (организационнораспорядительные), социально-психологические. 13.Управленческие решения, их виды. Разработка и принятие решений. Организация выполнения решений. Формулирование и доведение решений до исполнителей. Система контроля за выполнением решений. 14.Природа конфликта. Типы конфликтов. 15.Причины конфликтов. Методы разрешения конфликтов. 16.Природа и причина стресса. 17.Общение – основная форма человеческого бытия. 18.Формы и организация общения. 19.Деловое совещание. Деловые переговоры 20.Маркетинг, маркетинговая деятельность. 21.Концепции управления маркетингом. Цели системы маркетинга. 22.Факторы микросреды функционирования фирмы: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники, контактные аудитории. 2.Виды 19 рынков: потребительский рынок производителей, промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок. 23.Типы конкурентов. 24.Издержки производства и себестоимость сельскохозяйственных культур. 25.Ценообразование на предприятии 26.Покупательское поведение: сущность, виды. 27.Факторы, влияющие на покупательское поведение. Процесс принятия решения о покупке. Практические задачи к зачету 1. Какой этап жизненного цикла переживают в настоящее время следующие товары (услуги): А) смартфон Б) прохладительный напиток «Квас» В) МР3 плеер Г) прокат бытовых услуг Д) услуги салона красоты Е) сотовая связь Ответы оформите в таблицу. Выведение на рынок Этапы жизненного цикла Рост Зрелость Спад Наименование товара 2. Какими переменными может пользоваться при сегментировании рынка производители детской молочной смеси? 3. Решите задачу Торговая фирма закупает товар по цене 220 ден.единиц за единицу продукции и продает в количестве 345 ед. этого товара еженедельно по цене 302 ден.ед. Маркетинговый отдел по результатам исследования рынка рекомендует понизить на одну неделю цену на 4%. Рассчитайте, сколько единиц товара нужно реализовать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне? 4. В городе имеются две конкурирующие мастерские по ремонту часов: Аи Б. Обе мастерские позиционируют свои услуги по двум параметрам: сроку выполнения заказа и цене. В таблице представлены пять возможных позиций. позиция 20 параметры срок, дн цена, руб. 1 5 30 2 4 30 3 2 50 4 5 40 5 4 40 А. Какие позиции может занять мастерская А, если конкурентом уже занята позиция: - первая - вторая - третья - четвертая - пятая? Б. Какие позиции может занять мастерская А, если конкурентом уже заняты две позиции: - первая и пятая - третья и четвертая - третья и пятая? 5. Для предложенных товаров (услуг) сформулируйте перечень товарных характеристик и проранжируйте их с точки зрения значимости для потребителя: - организация банкета в ресторане; - торт «Свадебный»; - бизнес-ланч в кафе быстрого питания. 6 Ваша фирма выпускает одноразовые бритвы. Товар имеет стандартный дизайн, выпускается только в серо-черной гамме. Конкурирующая фирма также начала предлагать на рынке одноразовые бритвы, однако разного дизайна, голубого, красного и желтого цветов. Какое задание вы дадите своему отделу маркетинга? 21