Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Литература» разработана на основе: – примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций, утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально- гуманитарного циклов среднего профессионального образования, протокол № 14 от «30» ноября 2022 г. (ИРПО), – федерального государственного стандарта среднего профессионального образования для УГПС 21.00.00 и профиля профессионального образования специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования (ППССЗ СПО), – с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 21.02.19 Землеустройство Организация разработчик: ГАПОУ колледж» Разработчик: Трубеева Л.В., преподаватель СО «Красноуфимский аграрный СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................... 3 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИЦИПЛИНЫ......................................... 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20 24 1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Литература» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Общеобразовательная дисциплина «Литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.19 Землеустройство. 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины Целью дисциплины «Литература» является формирование культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, читательской самостоятельности и речевых компетенций. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать еевсесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски - осознавать причастность к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно- языковое пространство русской и мировой культуры; сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры; - осознавать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности; - знать содержание, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственноценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литературы народов России; - сформировать умения определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью; - уметь сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись,театр, последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении кино, музыка и другие). жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике. OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации В области ценности научного познания: - владеть умениями анализа и интерпретации сформированность мировоззрения, художественных соответствующего современному уровню развития науки произведений в единстве формы и содержания (с и общественной практики, основанного на диалоге культур, учетом неоднозначности способствующего осознанию своего места в информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретиколитературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования); - владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения не менее 250 слов); владеть умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм русского литературного языка; - уметь работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем. OK 03. Планировать и реализовывать собственное В области духовно-нравственного воспитания: -- сформированность нравственного сознания, этического поведения; - сформировать чтению как отечественной и устойчивый средству других интерес к познания культур; профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки приобщение к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; - способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы; - осознавать художественную картины жизни, созданная автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов. ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. OK 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективеи команде - готовность к саморазвитию, самостоятельностии самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативнымидействиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее - осознавать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности; - сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть,не менее 10 произведений и (или) фрагментов. достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людейпри анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позициидругого человека. OK 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и другихнародов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и - сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; владеть умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведениена основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. подтекста) с использованием теоретиколитературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общегообразования); - сформировать представления о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительновыразительных возможностях русского языка в художественной литературе и уметьприменять их в речевой практике. осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимыхценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные - сформировать устойчивый интерес к чтению как - средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; - сформировать умения определять и учитывать историко-культурный контекст иконтекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным выявлять их связь с современностью. символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках - наличие мотивации к обучению и личностному - владеть современными читательскими развитию; В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениямисамостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуальнои в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов); владеть умением редактировать и совершенствовать собственные письменныевысказывания с учетом норм русского литературного языка. ПК 2.4 Вносить данные в реестры информационных систем различного назначения ПК 3.1 Консультировать по вопросам регистрации прав на объекты недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости ПК 3.2 Осуществлять документационное сопровождение всфере кадастровогоучета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости среду. В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать еевсесторонне; -устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений засобственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; сформированность представлений о системестилей языка художественной литературы. ПК 3.4 Осуществлять сбор, систематизацию и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в познавательной и социальной практике. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах* 108 в т. ч. Основное содержание 92 в т.ч.: теоретическое обучение 52 практические занятия 40 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 14 в т. ч.: теоретическое обучение практические занятия 14 Индивидуальный проект (да/нет)** Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) нет 2 № учебно го заняти я 1. 1. Наименование разделов итем 2. Введение. Раздел 1. Тематический план и содержание дисциплины Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы. 3. Специфика литературы как вида искусства и ееместо в жизни человека. Связь литературы с другими видами искусств. Проведение анализа литературных направлений, выделение отличительных черт каждого. Объе м часо Формируемые общие и профессиональые компетенции 4. 2 5. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Человек и его время: классики первой половины XIX века и знаковые образы русской культуры 2. А.С. Пушкин как национальный гений и символ. Пушкинский биографический миф. Произведения Пушкина в других видах искусства (живопись, музыка, кино и др.) Памятники Пушкину, топонимы идругие способы мемориализации его имени. Пушкин и современность, образы Пушкина в массовой культуре: эмблематичность его портретов, знаковостьимени, Пушкин и герои его произведений в других видах искусств (музыка, живопись, театр, кино, анимация) и в продукции массовой культуры, массмедиа, в произведениях массовой культуры: комиксах, карикатурах, граффити, товарных знаках, рекламе и др. графических формах. 2 3. Творчество А. С. Пушкина. Работа с информационными ресурсами: подготовка вгруппах сообщений различного формата (презентация, буклет, постер, коллаж, видеоролик, подкаст и др.). 2 4. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Становление реализма в творчестве А.С. Пушкина. Тема «маленького человека» в русской литературе. Лирический герой. Психологическая глубина изображения героя. Внутренний и внешний конфликт героя. 2 5. Образ Петра 1 в поэме. Образ Петра 1 во вступлении и в основном тексте поэмы. Двойственное изображение его личности и исторической роли. Анализ литературных образов. 2 6. «Бедный Евгений» и «державный исполин». Авторская позиция и способы еѐ выражения в поэме.Смысл противостояния «великого человека» и «маленького человека». Анализ литературных образов. 2 7. «Дело мастера боится». Анализ высказываний писателей о мастерстве; групповая работа с информационными ресурсами:поиск информации о мастерах своего дела (в избранной профессии), подготовка сообщений; участие в дискуссии «Что значит быть мастеромсвоего дела?». Дискуссия на основе высказываний писателей о профессиональном мастерстве и работы с информационными ресурсами. 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 2.4, 3.1, 3.2, 3.4 Раздел 2. Вопрос русской литературы второй половины XIX века: как человек может влиять на окружающиймир и менять его к лучшему? Драматургия А.Н. Особенности драматургии А. Н. Островского, историко8. 2 ОК 01, ОК 02, Островского в театре. литературный контекст его творчества. Секреты прочтения ОК 03, ОК 04, драматического произведения, ОК 05, ОК 06, особенности драматических произведений и их реализация в ОК 09 пьесе А.Н. Островского «Гроза». 9. Пьеса А.Н. Островского «Гроза». Жанр, композиция, конфликт, присутствие автора. Законы построения драматического произведения, современный взгляд на построение истории; основные узлы в сюжете пьесы. Город Калинов и его жители Противостояние патриархального уклада и модернизации (Дикой и Кулибин). Судьба женщины в XIX веке и ее отражение в драмах А. Н. Островского. Семейный уклад в доме Кабанихи. Характеры Кабанихи, Варвары и Тихона Кабановых в их противопоставлении характеру Катерины. 2 10. Образ Катерины в драме «Гроза». Образ Катерины в контексте культурно-исторической ситуации в России середины XIX века – «женский вопрос»: споры о месте женщины в обществе, ее предназначение в семье и эмансипации, отсутствие образования для девочек дворянского и мещанского сословия, типическое в ее образе. Литературная критика произведения: Н.А. Добролюбов "Луч света в темном царстве". 2 11. Конфликт, мотивы драмы «Гроза». Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Чтение по ролям пьесы «Гроза», характеристика героев. 2 12. Судьба женщины в XIX веке и ее отражение в драмах А. Н. Островского. Подготовка информационной заметки о положении женщины мещанского сословия в обществе в середине 19 века (воспитание, доступ к образованию, работе, социальные роли и др.) в связи с судьбой героини пьесы Катерины («Гроза») (или Ларисы из «Бесприданницы») типична и вписывается в этот контекст. Написание текста информационной и публицистической заметки на основе художественного текста 2 13. Роман А.И. Гончарова «Обломов». Роман А.И. Гончарова «Обломов». Образ Обломова: детство, юность, зрелость. Образ Обломова в театре икино, в современной массовой культуре, черты Обломова в каждом из нас. 2 14. Штольц и Обломов. Обломов. Противоречивость характера. Штольц иОбломов. Прошлое и будущее России. Анализ литературных образов. 2 15. «Обломовщина». 2 16. Женские образы в романе. Понятие «обломовщины» в романе А.И. Гончарова, «обломовщина» как имя нарицательное. Литературная критика произведения: Н.А. Добролюбов " Что такое обломовщина?" Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Любовь в романе. Испытание героев любовью. Штольц и Ильинская. Обломов и Ильинская. Обломов и Пшеницына. Анализ литературных образов. 17. «Лишние люди» в русской литературе 19 века. Илья Ильич Обломов как Сопоставление, анализ образов литературных героев, выявление общих черт типа «лишних людей». Работа с избранными эпизодами из романа (чтение и 2 18. 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 вневременной тип и одна из граней национального характера обсуждение). Составить словарик непонятных и устаревших слов. Составить «Портрет Ильи Ильича Обломова в интерьере» по описанию в романе и своим впечатлениям, (реализация на выбор ученика: текстовое /цитатное описание; визуализация портрета в разных техниках: графика, аппликация, коллаж, видеомонтаж и т д.). Сочинение «Что от Обломова есть во мне?» 19. Жизнь Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества И.С. Тургенева. Тема любви в творчестве И.С. Тургенева. Тургенев-романист. Типизацияобщественных явлений в романах И.С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. 2 20. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Творческая история, смысл названия. «Отцы» (Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы) и молодоепоколение, специфика конфликта. Вечные темы в спорах «отцов и детей». Взгляд на человека и жизнь общества глазами молодого поколения. Понятие антитезы на примере противопоставления Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе: портретные и речевые характеристики. Нигилизм и нигилисты Литературная критика произведения Д. И. Писарева "Базаров". 2 21. Конфликт двух поколений. «Конфликт двух поколений». Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова.Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замыслаписателя. 2 и творчество И.С.Тургенева. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 22. Базаров в системе образов. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Работа с избранными эпизодами романа (чтение, обсуждение) Написание рассказа о произошедшем споре от лица Павла Петровича или от лица Базарова и озаглавьте его (можно от лица Аркадия – свидетеля спора), встав на точку зрения персонажа и перечислив все темы, которые были в споре затронуты, и дав оценку от лица персонажа своему оппоненту (исходя из описания героев, которое вы читали ранее). рассказ о произошедшем споре от лица Павла Петровича или от лица Базарова и озаглавьте его (можно от лица Аркадия – свидетеля спора), встав на точку зрения персонажа и перечислив все темы, которые были в споре затронуты, и дав оценку от лица персонажа своему оппоненту (исходя из описания героев, которое вы читали ранее). 2 23. Новый герой, «отрицающий всѐ», в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». 24. Тема любви в романе. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и еѐ роль в раскрытии идейно-эстетического содержанияромана. 2 25. Базаров и его родители. Тургеневское изображение преодоления конфликта поколений. 2 26. «Ты профессией астронома Стереотипы, связанные с той или иной профессией, 2 2 ОК 01, ОК 02, метростроевца не удивишь!..» представления о будущей профессии. Социальный рейтинг и социальная значимость получаемой профессии, представления о ее востребованности и престижности (по материалам СМИ, электронным источникам, свидетельствам профессионалов отрасли); правда и заблуждения, связанные с восприятием получаемой профессии: подготовка сообщения разного формата о стереотипах, заблуждениях, неверных представлениях, связанных в обществе с получаемой профессией и ее социальной значимостью. «Обломов на службе»: работа с избранными эпизодами гл.5 ч.1. романа «Обломов». Написание текста в духе «ожидания / реальность» о том, как вы себе представляли обучение по профессии и каким оно оказалось на деле, а также какие заблуждения или стереотипы могут быть у людей, незнакомых с вашей будущей профессией изнутри, и какова она в реальности (каждый 2-4 предложения) с использованием противительных синтаксический конструкций (по аналогии с избранным эпизодом). Работа с инфоресурсами. поиск информации по теме «правда и заблуждения, связанные с восприятием получаемой профессии»; подготовка сообщения разного формата о стереотипах, заблуждениях, неверных представлениях, связанных в обществе с получаемой профессией и ее социальной значимостью; участие в дискуссии «Как люди моей профессии меняют мир к лучшему?» ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 2.4, 3.1, 3.2, 3.4 27. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роман «Преступление и наказание»: образ главного героя. Причины преступления: внешние и внутренние. Теория, путь к преступлению, крушение теории, наказание, покаяние и «воскрешение». Роль образа Сони Мармеладовой, значение эпизода чтения Евангелия. 2 28. Человек и его выбор в кризисной ситуации. «Двойники» Раскольникова: теория Раскольникова устами Петра Петровича Лужина и Свидригайлова. Значение эпилога романа, сон Раскольникова на каторге. Внутреннее преображение как основа изменения мира к лучшему. «Самообман Раскольникова» (крах теории главного героя в романе; бесчеловечность раскольниковской «арифметики»; антигуманность теории в целом). Анализ литературных образов. 2 29. Проблематика романа. 2 30. Тема страдания и очищения в романе. Образ Раскольникова. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Ф.М. Достоевский и современность. Тезисы теории Раскольникова и признаки фашизма (в сопоставлении). Экранизации романа. Жизнь литературного героя вне романа: образ Раскольникова в массовой культуре: элементы сюжета, знаковые художественные детали в основе комиксов, карикатур и в др. текстовых и графических формах, мемориальные места, «маршрут»-экскурсия по местам, описанным в романе, и др. 31. 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 32. Теория Раскольникова. Работа с избранными эпизодами романа «Преступление и наказание» (чтение и обсуждение). Работа в малых группах (задания по выбору): подготовка материала о биографии Ф.М. Достоевского в виде ленты времени / презентации / видеоролика / постера / коллажа / подкаста или в др. оговоренном учителем формате и соотнесите факты личной биографии с художественным творчеством писателя; работа с информационными ресурсами и картами, подготовка иллюстраций с вероятным маршрутом экскурсии по местам Петербурга, упомянутым в романе, и комментариев; написание текста-исследования «Почему Раскольников убивает?» (В. Набоков) или текста- опровержения теории Раскольникова. 2 33. Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» Биография Н.С. Лескова (с обобщением ранее изученного). Творчество Н.С. Лескова. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра, смысл названия. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник». 2 34. Формирование типа русского Судьба Ивана Флягина. Тема трагической судьбы праведника в трагических талантливого русского человека. обстоятельствах жизни. 2 35. «Каждый должен быть Организация виртуальной выставки профессиональных величествен в своем деле»: пути журналов, посвященных разным профессиям; создание совершенствования в профессии устного высказывания- рассуждения «Зачем нужно регулярно просматривать специализированный журнал …» Рассказы и повести Н.С. Лескова. 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, 36. . Обобщение и систематизация знаний о профессиональном мастерстве. Знакомство с профессиональными журналами и информационными ресурсами, посвященными профессиональной деятельности. Как написать резюме, чтобы найти хорошую работу. Отличие нормативных документов от видов текстов (сопоставление фрагмента из художественного текста и официальных документов). Понятие о резюме. Работа с образцовым документом резюме. Составление своего действительного резюме (по аналогии с образцовым текстом) Взаимопроверка составленных резюме. Понятие о проектном резюме. Роль профессии в положении человека в социуме. Резюме как описание способностей человека, которые делают его конкурентоспособным на рынке труда. Цель резюме – привлечь к себе внимание работодателя при первом, как привило, заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление и побудить пригласить вас на личную встречу. Как презентовать себя в резюме, чтобы выглядеть в глазах работодателя именно таким сотрудником, каков ему необходим. Резюме – официальный документ, правила написания которого регламентированы руководством по делопроизводству. Структура резюме. Резюме действительное и резюме проектное. Раздел 3. «Человек перед лицом эпохальных потрясений»: Русская литература 20-40-х годов ХХ века ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 2.4, 3.1, 3.2, 3.4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 2.4, 3.1, 3.2, 3.4 37. «Вроде просто найти и расставить слова»: стихидля людей моей профессии. Роль поэзии в жизни человека любой профессии. Общение с поэзией как способ эстетического обогащения своей духовной сферы, постижения общечеловеческих ценностей, развитие способности ктворческой деятельности. Путь к пониманию поэзии – это чтение, обсуждение, интерпретация (вербальная/невербальная) стихов разных поэтов в поисках «своего». Участие в деловой игре «В издательстве», в процессе которой составляется мини-сборник стихов поэтов серебряного века для определенной аудитории – своих сверстников, людей «своей» профессии. Написание аннотации к сборнику. 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 2.4, 3.1, 3.2, 3.4 38. «Изгнанник, избранник»: М.А. Булгаков. 2 39. Роман «Мастер и Маргарита». Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940) «Изгнанник, избранник»: сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Сатира. История создания и издания романа. Жанр и композиция: прием «роман в романе». Библейский и бытовой уровни повествования. ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 40. Фантастическое и реалистическое в романе. 2 41. Любовь и судьба Мастера. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Женские образы в романе. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательскойманеры. 42. Воланд и его свита. 2 43. Тема идеальной любви. Воланд и его окружение. Реальность и фантастика (литературная среда Москвы; Воланд и его свита). Основные проблемы романа: проблема предательства,проблема творчества и судьбы художника, проблема нравственного выбора. Уровни повествования. Тема идеальной любви (история Маргариты). Финалромана. Экранизации романа. 2 2 2 Раздел 4. «Поэт и мир»: Литературный процесс в России 40-х – середины 50-х годов ХХ века 44. Исповедальность лирики А. Т. Твардовского Александр Трифонович Твардовский (1910–1970) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). «Дробиться рваный цоколь монумента…», «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда окончилась война…», «Вся суть в одном единственном завете…», «Признание», «О сущем» «Стихи неслыханной искренности и откровенности». Исповедальность лирических произведений. Темы, образы и мотивы. Тема памяти, тема войны, тема творчества в лирике поэта. Мотив служения народу, отечеству. Анализ стихов А. Твардовского (тема войны, тема родного дома). Выявление основных мотивов. 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Раздел 5. «Человек и человечность»: Основные явления литературной жизни России конца 50-х – 80-х годов ХХвека 45. Тема Великой Отечественной войны в прозе «Лейтенантская проза»: В. П. Астафьев, Ю. В. Бондарев, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, К. Д. Воробьев, В. Л. Кондратьев и др. (обзор прозы «молодых» лейтенантов) Проблема нравственного выбора на войне Василий Владимирович Быков (1924–2003) Повесть «Сотников». Человек в экстремальной ситуации, на пороге смерти. Стремление к самосохранению (Рыбак) – и сохранение человеческого достоинства, духовный подвиг(Сотников). 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Виктор Петрович Астафьев (1924–2001). Традиции и новаторство писателя в изображении войны. Рассказ «Связистка». Мотив испытания войной на войне и после войны. Герои рассказа. Дилемма нравственного выбора между «воинским долгом и человеческой жизнью». Тема покаяния, ответственности за каждый свой поступок Фадеев Александр Александрович (1901-1956) «Молодая гвардия» Герои рассказа. Дилемма нравственного выбора между долгом и жизнью Б. Васильев «В списках не значился» Проблема женщины на войне в произведениях Б. Васильева. Обзор произведения, проблематика. Подвиг русского солдата. Женские образы в произведениях Б. Васильева оВеликой Отечественной войне. 2 48. Поэзия и драматургия Великой Отечественной войне. Поэзия и драматургия Великой Отечественной войне. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. 2 49. Проблема выбора на войне. Анализ произведений разных писателей, посвященных проблеме выбора на войне: самосохранение или сохранение человеческого достоинства.Сравнительная характеристика двух героев, двухвыборов. Дискуссия «Что важнее воинский долг или человеческая жизнь?». Чтение и анализ выбранных стихотворений и эпизодов из выбранных пьес. 2 46. 47. 2 50. Социальная и нравственная проблематика в литературе второй половины ХХ века. 51. «Говори, говори…»: диалогкак средство характеристики человека Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015). Повесть «Прощание с Матерой». Связь творчестваписателя с экологическими проблемами. Народ, его история, его земля в произведении. Образы «старинных старух». Утрата нравственных ценностей молодым поколением. Символика в повести. Позиция автора. Фильм «Прощание» (1981) – драма Э. Климова и Л. Шепетко по мотивам распутинской повести. Чтение и анализ фрагментов повести В. Распутина. Выявление основных нравственных проблем (верностьзаветам предков, преданность родной земле, проблема отцов и детей, проблема экологии и др.). Характеристика образов «старинных старух», представителей молодого поколения). Символика в повести. «Герой-чудик» В. Шукшина и «маленький человек» в литературе Х1Х века: сходство и отличие(составление таблицы). Речевая характеристика героев, открытый финал шукшинских произведений. Вербальные средства коммуникации в ситуацияхбытового, делового и профессионального общения. Отличие профессионального диалога от делового,бытового. Стилистические группы слов. Роль диалога в профессиональной деятельности. Требования к профессиональному диалогу создание проблемной ситуации: нужен ли профессиональный диалог? Чтение и анализ диалогов;создание рекомендаций к составлению профессионального диалога; работа (в парах) над созданием «профессионального диалога» (в соответствии с будущей профессией/ специальностью) в различных ситуациях: специалист – руководитель», «клиент – специалист», «специалист – специалист». Раздел 6. «Людей неинтересных в мире нет»: Литература с середины 1960-х годов до начала ХХI века 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 2.4, 3.1, 3.2, 3.4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 2.4, 3.1, 3.2, 3.4 52. Лирика: проблематика и образы Развитие традиционных тем русской лирики: тема творчества, тема любви, гражданского служения,тема войны, единство человека и природы. Культурный контекст лирики. Поэтические искания. Иосиф Александрович Бродский (1940–1996) ЛауреатНобелевской премии по литературе «В деревне Бог живет по углам…», «Пилигримы», «Воротишься на родину. Ну что ж», «Стансы», «Postsciptum» («Как жаль, что тем, чем стала для меня…»), «Ниоткуда с любовью надцатого мартобря…», «Конец прекрасной эпохи», «Пятая годовщина», «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественская звезда», «Не выходи из комнаты…» (по выбору учителя) Культурно-исторический и литературный контекст поэзии Бродского. Автобиографические мотивы. Проблемнотематическое многообразие лирики поэта. Тема изгнанничества, одиночества, вечной разлуки, тема любви, тема памяти, христианская тема. Философские темы (жизнь и смерть, свобода настоящая и свобода мнимая). Особенности стиха. Стихи поэта, места, связанные с его жизнью, в современной массовой культуре Давид Самуилович Самойлов (Давид Самуилович Кауфман) (1920–1990) Поэт, влюбленный в жизнь. «Сороковые, роковые…», «Если вычеркнуть войну…» «Семен Андреич»; «Дай выстрадать стихотворенье!..», «Стих небогатый, суховатый…», «Пестель, поэт и Анна»; «Конец Пугачева»; «Названья зим», «Мне снился сон жестокий…»; «Двор моего детства»; «Болдинская осень», «Рождество Александра Блока»; «Память» (по 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 2.4, 3.1, 3.2, 3.4 выбору учителя) «Все есть в стихах – и то и это…»: открытость любым темам, культурным традициям, духовным веяниям. Тематическое, жанровое, интонационное разнообразие самойловской поэзии. Пять основных тем: война, творчество, история, любовь, Москва.Диалоги с русской поэзией. Исполнительский практикум, работа с образным и эмоциональным строем лирических произведений И. Бродского, Д. Самойлова – создание собственных визуальных, пластических, музыкальных композиций. 53. «Прогресс – это форма человеческого существования»: профессиив мире НТП Научно-технический прогресс и человечество. Зависимость цивилизации от современных технологий. Проблемы человека и общества, связанные с научнотехническим прогрессом (рассуждение с опорой на текст). Ответственностьученого за свои научные открытия. Наука – двигатель прогресса. Возможно ли остановить прогресс? Профессии в мире НТП: у всех ли профессий есть будущее. Профессии, «рожденные»НТП в последние десятилетия 54. Промежуточная аттестация ВСЕГО ЧАСОВ Дифференцированный зачет. 2 2 108 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 2.4, 3.1, 3.2, 3.4 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий; - комплект электронных видеоматериалов; - задания для контрольных работ; - профессионально ориентированные задания; - материалы текущей и промежуточной аттестации. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебноймебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требованийк уровню подготовки обучающихся. Технические средства обучения: - персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; - проектор с экраном. Залы библиотеки: Библиотека (фонд художественной литературы должен соответствоватьперечню изучаемых произведений), читальный зал с компьютерами, оснащенными выходом в сеть Интернет. Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается). 4.2. Информационное обеспечение обучения 1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. 2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения. 4.2.1. Основные печатные издания 1. Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века: учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 207 с. 2. Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века: учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. – 3-е изд., перераб. идоп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 246 с. 3. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века:учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 310 с. Художественные тексты Литература ХIХ века А.С. Пушкин. Медный всадник. Лирика.И.А. Гончаров. Обломов. И.С. Тургенев. Отцы и дети.А.Н. Островский. Гроза. Н.С. Лесков. Очарованный странник. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Б. Васильев. В списках не значился.Б. Васильев. А зори здесь тихие. 4.2.2. Основные электронные издания 1. Русская литература и культура XIX века : учебное пособие / АкимоваН.Н., под ред., и др. — Москва : КноРус, 2020. 2. Сарычева, А.М. Русская литература. Курс лекций : учебное пособие / Сарычева А.М. — Москва : Проспект, 2019. 4.2.3. Дополнительные источники Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ»: www.gramota.ru Электронный ресурс «Литература»: www.gramma.ru Электронный ресурс «Литературоведческие словари»: www.slovari.ru 1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения выполнения обучающимися заданий. Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовойграмотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Раздел/Тема Тема 1 Раздел 1, темы 1.2 - 1.7 Раздел 2, темы 2.8 – 2.36 Раздел 3. Темы 3.37 – 3.43 Раздел 4, тема 4.44 Раздел 5, темы 5.45 – 5.53 Тип оценочных мероприятий Устный опрос Тестирование, Практические работы Разноуровневые задания Сочинения/Эссе Фронтальный опрос Конспекты Рефераты Сообщения ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведениена основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ПК 2.4 Вносить данные в реестрыинформационных систем различного назначения ПК 3.1 Консультировать по вопросам регистрации прав на объекты недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости ПК 3.2 Осуществлять документационное сопровождение в сфере кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости ПК 3.4 Осуществлять сбор, систематизациюи накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости Раздел 1, тема 1.7 Раздел 2, темы 2.27, 2.35, 2.36, 2.37 Раздел 5, темы 5.50, 5.51 Раздел 6, темы 5.52, 5.53 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ О. 02 Литература Специальность 21.02.19 Землеустройство Курс 1 курс группы 11 З Уровень освоения базовый Форма обучения: очная Пояснительная записка УД: Литература. Итоговая аттестация: дифференцированный зачет.Форма проведения: подготовка и защита проекта. Время выполнения работы: 90 минут. Период проведения контроля: 2 семестр. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация (ПА). Дифференцированный зачет (далее- дифзачет), который проводится по окончанию курса, в виде выполнения практического задания в виде защиты индивидуального или группового проекта. Для оценки результатов выполнения проекта на дифзачете применена дихотомическая система оценивания. Критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов. Таким образом, сумма баллов в дихотомической системе оценивания равна количеству правильных решений. Процент результативности (соответствия критериям оценивания) Качественная подготовки оценка уровня балл (отметка) вербальный аналог 80 – 100 % 5 отлично 60 – 79 % 4 хорошо 50 – 59 % 3 удовлетворительно менее 50 % 2 неудовлетворительно Оценка заносится в оценочную ведомость и зачетную книжку. Обучающийся, получивший «неудовлетворительно», допускается к повторной сдаче зачѐта. Комплект материалов для дифференцированного зачета ЗАДАНИЯ Условия выполнения заданий учебный кабинет, текст задания, тех. возможность продемонстрировать иллюстративный материал Максимальное время выполнения задания 45 мин количество вариантов 19 (см. приложение) Пакет принимающего дифзачет Объекты оценки Критерии оценки Оценка да нет результата Сформированное умение давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; уметь грамотностроить развернутые аргументирован ные высказывания различных форм и жанров 1) работа самостоятельная, оригинальная, соответствует заявленной темеи выполнена творчески (ниодна из ее частейне является плагиатом), то есть продемонстриро вано умение давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия Проект, (работа) соответствует заявленной теме, выполнена самостоятельно и творчески более,чем на 50% Задание считается неудовлетворительн о выполненным, если работа не самостоятельна и не оригинальна (плагиат) то есть продемонстрирована подмена самостоятельной интерпретации изученного произведения на основе личностного восприятия посредством чужихсуждений из сторонних источников Сформированное умение определять этическую, нравственнофилософскую, социальноисторическую проблематику произведения; 2) продемонстриро вано умение определять этическую, нравственнофилософскую, социальноисторическую проблематику произведения (творчества писателя, поэта); показано знание текста художественных произведений (основных Этическая, нравственнофилософская, социальноисторическая проблематика произведения (творчества писателя, поэта) определена верно; содержание художественных произведений при истолковании и оценке представлено Задание считается неудовлетворительн о выполненным, если этическая, нравственнофилософская, социальноисторическая проблематика произведения определены неверно(с существенными искажениями смысла); содержание художественных произведений при истолковании и оценке изученного фактов, имен корректно персонажей идр.) художественного произведения представлено некорректно, с существенными фактическими ошибками (более, чем на 50%) или продемонстрировано полное незнание содержания изученного произведения (-ий) Сформированное умение использовать сведения по истории и теории литературы приистолковании иоценке изученного художественного произведения 3) использованы сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественног о произведения; отсутствуют фактические ошибки; Информация по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения использована корректно (не менее, чем на 50%) Задание считается неудовлетворительн о выполненным, если информация по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения использована некорректно или не использована вообще Сформированное умение работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, критически анализировать полученные 4) продемонстриро вано умение работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, критически анализировать Проект (работа) выполнен с учетом информации, полученной из справочного аппарата книг идр. доп. источников, аналитически самостоятельно переработанной Задание считается неудовлетворительн о выполненным, если задание сделанобез учета информации, полученной из справочного аппарата книг и др.доп. источников, илиесли эта информация не подверглась данные и полученные данные не менее, чем на строить ответ с и 50% учетом строить ответ с полученных учетом полученных сведений; сведений никакой аналитической самостоятельной переработке не менее, чем на 50% Сформированное умение выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров,используя соответствующ ие задаче языковые средства Задание считается неудовлетворительн о выполненным, если проект представлен неграмотным языком с грубым нарушением языковых норм; илиработа написана бессвязно и без соблюдения языковых норм, чтозатрудняет ее понимание и оценивание. 5) продемонстриро вано умение использовать соответствующи е задаче языковые средства; ответына вопросы изложены литературным языком с соблюдением языковых норм Проект (работа) представлен грамотным литературным языком с соблюдением языковых норм; или работа написана связнос соблюдением языковых норм не менее, чем на 50% Применяется дихотомическая Напротив каждого критерия дается: система оценивания критерием оценки Оценка – выполнено или нет Вид деятельности освоен или нет выступает правило: заправильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов. Критерий 1= 1 балл Критерий 2 = 1 балл Критерий 3 = 1балл Критерий 4 = 1 Задание считается неудовлетвори тельно выполненным, если дан ответ (представлена Универсальная шкала оценки Процент Качественная результативности оценка уровня (правильных ответов) подготовки балл (отмет ка) вербал ьный аналог балл работа / Не менее 80% Критерий 5 = 1балл проект), не соответствующ ий Не менее 70% критериям оценки или соответствующ ий Не менее 60% критериям оценки менее,чем на 50% Менее 50% 5 отличн о 4 хорош о 3 удовле творит ельно 2 не удовле творит ельно ПРИЛОЖЕНИЕ Примерные темы индивидуальных итоговых проектов ПРОЕКТ 1 МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ КЛАССИКОВ ИЛИБИОГРАФИИ ВЕЛИКИХ В НЕКАНОНИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами, отбирать и подбирать иллюстративный материал, составлять развернутый иллюстрированный ответ на основе полученной информации. (Находить интересные малоизвестные школьникам факты, расширить кругозор и представления о классиках. Выяснить, какие факты из биографий классиков обычно не попадают в учебники). Определить, какие именно писатели станут объектом исследования (один писатель, но его богатая биография будет изучена и изложена подробно или будут взяты для обзора несколько классиков в сравнении и т.д.). Изучить биографии писателей в разных источниках: школьных учебниках; словарях писателей; в других (книги о писателях, интернет-ресурсы, рекомендованные преподавателями, и по собственному выбору) Выделить необычные, интересные, примечательные, малоизвестные факты из жизни писателей. Составить обзор в интересном формате: можно снять видео, написать серию заметок для блога или обзорную статью –форма и стиль подачи на вашвыбор. ПРОЕКТ 2 РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЖИВОПИСИ,ГРАФИКЕ, ИЛЛЮСТРАЦИЯХ Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами, научиться отбирать и подбирать иллюстративный материал к изучаемым литературным произведениям, познакомиться с творчеством известныхрусских художников. Найти картины русских художников на те же темы, что и произведенияписателей 19 века. Найти картины и иллюстрации, посвященные конкретным литературным произведениям русских классиков. Написать обзор, какие темы / какие произведения / какие литературные герои становились объектом внимания художников и почему. Подготовить презентацию с картинами на темы лит. классики. ПРОЕКТ 3. РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-КЛАССИКИ В ПОРТРЕТАХ ХУДОЖНИКОВ Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами, научиться отбирать и подбирать иллюстративный материал, составлять развернутый иллюстрированный ответ на ее основе. Познакомиться с творчеством русских художников – мастеров портретного жанра. Найти картины русских художников, на которых изображены русские писатели-классики 19 века. Сравнить портреты одних и тех же писателей, написанные разными художниками. Написать небольшую статью в формате «статья для людей, далеких от литературы и живописи» о портретах писателей: рассказать, какие писатели и почему становились объектом внимания художников, знали ли художники- современники, писавшие портреты Достоевского, Толстого и др., что они пишут портреты классиков литературы? Что было важным для художников при изображении писателей? Читали ли они их книги до того, как написать портрет? Подготовить презентацию с аннотированными портретами писателей авторства известных рус. художников. ПРОЕКТ 4. РУССКАЯ КЛАССИКА НА ЯЗЫКАХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ: КОГО И ПОЧЕМУ ЧАЩЕ ПЕРЕВОДИЛИ / ЧИТАЮТ СЕЙЧАС / ЭКРАНИЗИРУЮТ / СТАВЯТ В ТЕАТРЕ Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами, отбирать и подбирать иллюстративный материал, составлять развернутый иллюстрированный ответ на основе полученной информации. Определить перечень тех классиков или тех классических книг, по которым будет произведен анализ. Изучить, на какие языки переведены, когда, как. Почему их переводят? Кто их читает? Произвести качественный и количественный анализ. Сделать вывод, какие рус. классические авторы и какие книги чаще всего были востребованы к переводу на языки коренных народов. Подготовить презентацию / ролик / подкаст / инфографику или в др. форме представить результат. ПРОЕКТ 5. РУССКАЯ КЛАССИКА В КОМИКСАХ Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами, научиться отбирать и подбирать иллюстративный материал, составлять развернутый иллюстрированный ответ на ее основе. Изучить, каким образом русская классика представлена в современном жанре комиксов. Найти комиксы по классическим текстам, входящим в программу 10 класса школы / колледжа. Сравнить комиксы и тексты самих литературных произведений, обратив внимание на те основные содержательные компоненты исходного текста, которые сохраняются в комиксе, обратить внимание и на те изменения, которым подвергается исходный текст, будучи приспособленным к новому жанру. Сделать вывод, что сохраняется, а что нет, при перенесении классическихтекстов в новый формат, а также понять, зачем нужна такая трансформация. Подготовить презентацию с картинами на темы лит. классики. ПРОЕКТ 6. РУССКАЯ КЛАССИКА В ФАНФИКАХ Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами, научиться отбирать и подбирать иллюстративный материал, составлять развернутый иллюстрированный ответ на ее основе. (Изучить, каким образом русская классика представлена в современном жанре). Найти фанфик по одному из классических литературных произведений, входящих в программу. Сопоставить оба текста, выявить, что и как меняется, какие трансформации происходят с текстом классического произведения при переложении. Сделать вывод, что именно становится важным при перенесении классического текста в новый формат (герои, содержание, на основе классики. стиль и др.), насколько другим по сравнению с источником становится новый текст, написанный по его мотивам. Подготовить презентацию с иллюстрациями и основными содержательными моментами. ПРОЕКТ 7. РУССКАЯ КЛАССИКА В ТЕКСТАХ РУССКОГО РЭПА И ДР. МУЗЫКАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами, научиться отбирать и подбирать необходимую информацию, на основе которой составить информационную заметку о том, насколько современные молодые авторы знают классику и используют ее для своего творчества. Поиск упоминаний заголовков классических произведений в текстах рэперов (Например, «Мертвые души», «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и т.д.), имен героев классики (Онегин, Обломов, Базаров, Раскольников и т.д.) Анализ контекста: зачем именно в этом тексте нужно упоминание классики, o чем этот текст, есть ли там сравнение с классикой или упомянуто без привязки к теме текста и т.д. Анализ у кого из рэперов встречается упоминание классики, подумать, почему. Почитатьпосмотреть интервью с ними, выяснить, как классика появилась в их текстах. Представить проект в виде презентации (с иллюстрациями). ПРОЕКТ 8. РУССКАЯ КЛАССИКА ЗА ГРАНИЦЕЙ: КОГО И ПОЧЕМУ ЧИТАЮТ / ЭКРАНИЗИРУЮТ / СТАВЯТ В ТЕАТРЕ В ДРУГИХ СТРАНАХ Цель проекта – научиться пользоваться информационными ресурсами и исследовать, на какие языки переведены русские классики, какие их произведения популярны за пределами России. Выбрать тех классиков или тех классических книг, по которым будет произведен анализ. Изучить, на какие языки переведены, когда, как. Почему их переводят? Кто их читает? Произвести качественный и количественный анализ. Сделать вывод, какие рус. классические авторы и какие книги востребованы в других странах. Подготовить презентацию с иллюстрациями ПРОЕКТ 9. ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА: СОВРЕМЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ В СЕТИ Цель – научиться работать с информационными ресурсами, научиться отбирать и подбирать иллюстративный материал, составлять развернутый иллюстрированный ответ на ее основе. (Познакомиться с современными поэтами, представленными в сетевом пространстве и понять, как могут быть связаны поэтический текст и музыка). Найти стихи одного или нескольких популярных сетевых авторов, чьи тексты исполняются обычно в музыкальном сопровождении. Выяснить, какую именно музыку используют при исполнении стихов: пишется ли она специально, берутся ли какие-то известные треки, музыкальныепроизведения и т.п. Ответить на вопрос, почему многие из них используют музыку. Является ли музыка фоновым шумом или полноправным художественным приемом. Если музыка важна как прием, раскрыть ее функцию – ту роль, которая ей отводится при чтении текста. Сделать вывод, «для чего тексту музыка». Подготовить презентацию с иллюстрациями. ПРОЕКТ 10. РУССКАЯ КЛАССИКА В СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТВОРЧЕСТВО И.С. ТУРГЕНЕВА Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами, научиться отбирать и подбирать необходимую информацию и иллюстрации, анализ интернет-мемов по творчеству И.С. Тургенева. Поиск карикатур, комиксов, мемов и др. (найти и систематизировать интернет-мемы по темам и образам творчества Тургенева) Анализ, что именно (какие персонажи, предметы рассказа и т.д.) чаще всего встречаются в интернет-мемах. Анализ тех комических приемов, которые используется в конкретных мемах, то есть за счет чего мем смешон, связан с классикой и современностью, чем он интересен. Анализ сферы «обитания» этих конкретных мемов (где встречаются в интернете: на каких форумах, в каких пабликах, используются ли в СМИ и т.д.) Вывод: какие темы и проблемы рассказа, какие именно аспекты образов рассказа Тургенева актуальны до сих пор и почему? Представить проект в виде презентации (с иллюстрациями). ПРОЕКТ 11. «ОТЦЫ И ДЕТИ» (И.С. Тургенев): о чем спорили в середине 19 века отцы и дети и о чем они спорят сегодня? Цель – научиться работать с информационными ресурсами, научиться отбирать и подбирать в тексте необходимую для анализа информацию и составлять развернутый иллюстрированный ответ на ее основе. Прочесть главы со спорами Евгения Базарова и Павла Петровича, выделить темы споров, позиции героев. Подумать и записать (возможно, опросить сверстников и родителей), на какие темы чаще всего спорят дети и родители сейчас. Сравнить получившиеся вп.1 и п.2 результаты. Сделать выводы, является ли спор детей и отцов «вечной проблемой», возможны ли компромиссы между ними. Представить проект в виде презентации (с иллюстрациями). ПРОЕКТ 12. РУССКАЯ КЛАССИКА В СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТВОРЧЕСТВО А.И. ГОНЧАРОВА, РОМАН «ОБЛОМОВ». Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами, научиться отбирать и подбирать необходимую информацию и иллюстрации, проанализировать интернет-мемы, которые делают школьники и не только, на тему романа Гончарова «Обломов». Выявить, какие черты героя романа становятся объектом внимания наших современников, чем роман актуален сегодня? Поиск карикатур, комиксов, мемов с изображениями Обломова и др. персонажей или образов из романа. Анализ, что именно (какие персонажи, предметы и т.д.) чаще всегоупоминаются. Анализ тех комических приемов, которые используется в конкретных мемах, то есть за счет чего мем смешон, связан с классикой и современностью, чем он интересен. Вывод, почему образ Обломова до сих пор актуален и не забыт. Представить проект в виде презентации (с иллюстрациями). ПРОЕКТ 13. ВОЗМОЖНО ЛИ «ИСПРАВИТЬ ЛЮБОВЬЮ»? Цель – научиться работать с информационными ресурсами, научиться отбирать и подбирать в тексте необходимую для анализа информацию, и составлять развернутый иллюстрированный ответ на ее основе (проанализировать, насколько реалистичен сценарий, описанный Гончаровым в ситуации с романов Ольги Ильинской и Ильи Обломова). Прочесть главы, посвященные роману Обломова и Ольги, проанализировать, как он развивался и почему. Узнать, что думает современная психология о «переделке» характера одного взрослого человека другим взрослым человеком, насколько воспетая литературой сила любви способна заставить другого измениться, стоит ли питать надежды на то, что любовь полностью переменит человека. Сделать вывод, насколько написанное Гончаровым соответствует реальности и насколько закономерен итог романа. Представить проект в виде презентации (с иллюстрациями). ПРОЕКТ 14. РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами, отбирать и подбирать иллюстративный материал, составлять развернутый иллюстрированный ответ на основе полученной информации. Найти упоминания и изображения Раскольникова в интернете (заголовки, тексты, стихи, иллюстрации, карикатуры, интернет-мемы, гифки и прочее). Проанализировать в связи с какими темами возникает упоминание / изображение этого героя Достоевского. Сделать вывод относительно его популярности: на чем именно она основывается и почему герой до сих пор привлекает к себе внимание? Подготовить презентацию с иллюстрациями ПРОЕКТ 15. ЛЕВ ТОЛСТОЙ НА НОВЫЙ ЛАД Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами, отбирать и подбирать иллюстративный материал, составлять развернутый иллюстрированный ответ на основе полученной информации. Проанализировать, в каких сферах массовой культуры сегодня можно встретить образ самого писателя и образы его произведений, что именно стало знаковым (детали, портрет, элементы произведений: цитаты, визуализация образов). Поиск самых разных образов: визуальных (графика, граффитти, интернет- мемы, принты, в том числе на одежде, сумках и проч., иллюстрации, плакаты и т.д.), словесных (блоги, статьи, рассказы, анекдоты, песни и т.д.). Анализ собранного материала, его классификация и систематизация. Подготовка презентации со структурированным собранным материалом,иллюстрациями. Вывод, какие именно темы, проблемы, образы ассоциируются с писателемЛьвом Толстым в современной массовой культуре. Подготовить презентацию с иллюстрациями. ПРОЕКТ 16. НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами, научиться отбирать и подбирать иллюстративный материал, составлять развернутый иллюстрированный ответ на ее основе. (Познакомиться с творчеством самого необычного нобелевского лауреата по литературе). Узнать, какие русскоязычные писатели и почему получили Нобелевскую премию по литературе. Ответить на вопрос, чем их творчество было знаменательно. Охарактеризовать основные темы творчества и проанализировать 1-2 текста.Подготовить презентацию с иллюстрациями ПРОЕКТ 17. «ЖИВОПИСЬ СЛОВОМ» С. ЕСЕНИНА И ПОЭЗИЯ ЖИВОПИСИ М. НЕСТЕРОВА, Б. КУСТОДИЕВА, И. ЛЕВИТАНА Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами: отбирать, анализировать и истолковывать литературный и искусствоведческий материал, видеть связь живописных полотен с произведениями художественной литературы, создавать развернутые высказывания. Перечитать стихи С. А. Есенина, посвященные теме природы, Родины. Определите идею каждого из них, настроение. Найти картины русских художников М. Нестерова, Б. Кустодиева, И.Левитана на те же темы, что и стихи С. Есенина. Найти созвучие и различие есенинских стихотворений и живописных полотен художников. Представить материалы в формате презентации работ художников, сопровождаемых строчками из стихов С. Есенина. ПРОЕКТ 18. ФАНТАСТИКА М. БУЛГАКОВА В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами: отбирать, анализировать и истолковывать необходимый литературный и литературно-критический материал, материал мультипликации, а также иллюстративный материал и составлять развернутое высказывание. Познакомиться с фантастической повестью М. Булгакова «Роковые яйца». Определить ее тему, идею, рассмотреть образы персонажей и способы их создания писателем. Найти и посмотреть рекомендованный мультфильм по повести «Роковые яйца» – «Хорошо забытое старое». Проанализировать, художественный замысел и способы его воплощения: каким образом и какими средствами решена задача визуализации словесных образов, каким образом передана фантасмагорическая булгаковская реальность? Как в мультфильмах решается задача изображения ужасного? Представить материалы в формате доклада и презентации. ПРОЕКТ 19. М. БУЛГАКОВ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ Цель проекта – научиться работать с информационными ресурсами: отбирать и истолковывать необходимую литературно-критическую информацию и иллюстративный материал, анализировать интернет-мемы, которые делают юные читатели «вокруг» романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», определять, какие герои, особенности их характеров становятся объектами внимания современных читателей, чем роман актуален сегодня. Поиск карикатур, комиксов, мемов с изображениями Мастера, Воланда, Маргариты и других персонажей романа. Анализ частоты упоминания того или иного персонажа. Анализ комических приемов, которые используется в конкретных мемах. Вывод, почему образ роман М. Булгакова и его герои актуален в наше время. Представить проект в формате видеоколлекции мемов по булгаковскому роману ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Владелец Ку знецова Та ть яна Ник олаевна Д ействителен С 29.02.2024 по 28.02.2025