Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Химия» разработана на основе: – примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования, протокол № 14 от «30» ноября 2022 г (ИРПО), – федерального государственного стандарта среднего профессионального образования для УГПС 35.00.00 и профиля профессионального образования специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования (ППССЗ СПО), – с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК) Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» Разработчик: Корепанова Н.В. – преподаватель 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия» ............................................................ 4 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «Химия» ........... 11 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .............. 20 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 21 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Общеобразовательная дисциплина «Химия» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы укрупненных групп 35.00.00. Трудоемкость дисциплины «Химия» на базовом уровне составляет 72 часа, из которых 64 часа – базовый модуль (6 разделов) и 8 часов – прикладной модуль (1 раздел), включающий практико-ориентированное содержание конкретной профессии или специальности. Прикладной модуль включает один раздел. Раздел 7 «Химия в быту и производственной деятельности человека» реализуется для всех профессий/специальностей на материале кейсов, связанных с экологической безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной деятельности, по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся. Период обучения I курс, распределение по семестрам: 1 семестр – 30 часов, 2 семестр – 42 часа. 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины 1.2.1. Цели и задачи дисциплины Формирование у студентов представления о химической составляющей естественно-научной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде. Задачи дисциплины: 1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; 2) развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты химических экспериментов, 3) сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием; 4) развить умения использовать информацию химического характера из различных источников; 5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов; 4 6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер. 5 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Код и наименовани е формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессионал ьной деятельности применительн о к различным контекстам Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, - владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительновосстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и 6 ОК 02. Использовать современные средства оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике представлениями других естественнонаучных предметов; - уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; - сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, 7 поиска, анализа и интерпретации информации и информационн ые технологии для выполнения задач профессионал ьной деятельности основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; - уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); - владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением 8 информации, информационной безопасности личности; ОК 04. Эффективно взаимодейство вать и работать в коллективе и команде готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов 9 ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбереж ению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; - сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации ПК 3.2. Осуществлять надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией электрооборуд ования, автоматизиров анных и роботизирован ных систем на сельскохозяйс твенном предприятии Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности – владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; – сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; 10 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 72 в т.ч. Основное содержание 64 в т. ч.: теоретическое обучение 30 практические занятия 24 лабораторные занятия 10 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 6 в т. ч.: теоретическое обучение 2 практические занятия 4 Промежуточная аттестация (зачет) 2 Срок освоения программы 1 год 11 2.2. Тематический план и содержание дисциплины Наименование № Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), Объем Формируемые разделов и тем лабораторные и практические занятия, прикладной модуль часов компетенции Раздел 1. Основы строения вещества 6 Тема 1.1. ОК 01 Основное содержание 4 Строение атомов Теоретическое обучение химических 1. Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. элементов и Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). природа 2 Валентные электроны. Валентность. Электронная природа химической связи. химической связи Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования Практические занятия 2. ПЗ 1 – Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, 2 гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системы. Тема 1.2. ОК 01 Основное содержание 2 Периодический ОК 02 Практические занятия закон и таблица 3. ПЗ 2 – Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Д.И. Менделеева Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых 2 химических элементов. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» 12 Раздел 2. Химические реакции Тема 2.1. Типы Основное содержание химических Теоретическое обучение реакций 4. Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окисления-восстановления. Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов Практические занятия 5. ПЗ 3 – Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества Тема 2.2. Основное содержание Электролитическая Теоретическое обучение диссоциация и Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионный обмен ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и 6. сокращенных ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций Лабораторные занятия 7. ПЗ 4 – Типы химических реакций Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов. Задания на составление ионных реакций 8. КР 1 Строение вещества и химические реакции Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ Тема 3.1. Основное содержание Классификация, Теоретическое обучение 10 4 ОК 01 2 2 4 ОК 01 ОК 04 2 2 2 16 4 ОК 01 ОК 02 13 номенклатура и 9. строение неорганических веществ Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ Практические занятия 10. ПЗ 5 – Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре. Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических веществ, определять принадлежность к классу. Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам Тема 3.2. Физико- Основное содержание химические Теоретическое обучение свойства 11. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение неорганических металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия веществ металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии 12. Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе 13. Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов Практические занятия 14. ПЗ 6 – Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и ПК 1.2 2 2 8 ОК 01 ОК 02 ПК 1.2 2 2 2 2 14 безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека Тема 3.3. Основное содержание Идентификация Лабораторные занятия неорганических 15. ПЗ 7 – Идентификация неорганических веществ веществ Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов. Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств, характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлориданионы, на катион аммония 16. КР 2 Свойства неорганических веществ Раздел 4. Строение и свойства органических веществ Тема 4.1. Основное содержание Классификация, Теоретическое обучение строение и 17. Предмет органической химии. Появление и развитие органической химии как науки. Место и номенклатура значение органической химии в системе естественных наук. органических Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. веществ Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено) Практические занятия 18. ПЗ 8 – Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 2 2 24 4 ОК 01 ПК 1.2 2 2 15 элементного состава (в %) Тема 4.2. Свойства Основное содержание органических Теоретическое обучение соединений 19. Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения): 20. Предельные, непредельные углеводороды – предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов; – непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов 21. Кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла 22. Азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Генетическая связь между классами органических соединений Практические занятия 23. ПЗ 9 – Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения ПЗ 10 – Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений отдельных классов Лабораторная работа 12 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК 4.4 2 2 2 2 2 16 Тема 4.3. Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека ПЗ 11 – Превращения органических веществ при нагревании Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических превращений на примере этана, этилена, ацетилена и др. Основное содержание Теоретическое обучение Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности Энергетическая безопасность Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл показателя предельно допустимой концентрации Лабораторные занятия ПЗ 12 – Идентификация органических соединений отдельных классов Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение аналитического сигнала с точки зрения химических процессов при протекании качественной реакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества КР 3 – Структура и свойства органических веществ Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций Скорость Основное содержание химических Теоретическое обучение реакций. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, Химическое концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. равновесие Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье 2 6 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК 1.2 2 2 2 2 4 4 ОК 01 ОК 02 ПК 1.2 2 17 Практические занятия ПЗ 13 – Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды. Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия Раздел 6. Растворы Тема 6.1. Основное содержание Понятие о Теоретическое обучение растворах Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности. Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые организмы определенных веществ. Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека Тема 6.2. Основное содержание Исследование Лабораторные занятия свойств растворов ПЗ 14 – Приготовление растворов Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практикоориентированными вопросами) и определение среды водных растворов. Решение задач на приготовление растворов Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека Химия в быту и Основное содержание производственной Теоретическое обучение деятельности 34. Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в человека обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет) ОК 01 ОК 02 ПК 1.2 2 4 2 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 1.2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК 1.2 2 6 6 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 1.2 2 18 Практические занятия 35. ПЗ 15 – Решение кейсов Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия. 36. Промежуточная аттестация Всего 2 2 72 19 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет химии и/или учебной химической лаборатории. Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы шаростержневых моделей молекул, модели кристаллических решеток, коллекции простых и сложных веществ и/или коллекции полимеров; коллекция горных пород и минералов, таблица Менделеева, учебные фильмы, цифровые образовательные ресурсы. Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, мультимедийная доска, указка-презентер для презентаций. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: мензурки, пипетки-капельницы, термометры, микроскоп, лупы, предметные и покровные стекла, планшеты для капельных реакций, фильтровальная бумага, промывалки, стеклянные пробирки, резиновые пробки, фонарики, набор реактивов, стеклянные палочки, штативы для пробирок; мерные цилиндры, воронки стеклянные, воронки делительные цилиндрические (50-100 мл), ступки с пестиком, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки, лабораторные штативы, спиртовые горелки, спички, прибор для получения газов (или пробирка с газоотводной трубкой), держатели для пробирок, склянки для хранения реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы (50, 100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на 10–20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат), стеклянные палочки; конические колбы для титрования (50 и 100 мл); индикаторные полоски для определения рН и стандартная индикаторная шкала; универсальный индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для титрования, медицинские шприцы на 100–150 мл, лабораторные и/или аналитические весы, рН-метры, сушильный шкаф, и др. лабораторное оборудование. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 1. Электронные образовательные и информационные ресурсы ЭБС BOOK.RU 20 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины. Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО. № I ОК/ПК Результат обучения Типы оценочных мероприятий Основное содержание 1 1.1 Модуль/Раздел/Тема Раздел 1. Основы строения вещества ОК 01 Строение атомов химических элементов и природа химической связи Формулировать базовые понятия и законы химии Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности 1. Тест «Строение атомов химических элементов и природа химической связи». 2. Задачи на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.). 3. Задания на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов 21 № ОК/ПК 1.2 ОК 01 ОК 02 Результат обучения Периодический закон и Характеризовать таблица Д.И. химические элементы в Менделеева соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева Типы оценочных мероприятий 1. Тест «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева». 2. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системе. 3. Практико-ориентированные теоретические задания на характеризацию химических элементов: «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» Характеризовать типы Контрольная работа Раздел 2. Химические «Строение вещества и химических реакций реакции химические реакции» 2 2.1 Модуль/Раздел/Тема ОК 01 ОК 04 Типы химических реакций Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительновосстановительные реакции 1. Задачи на составление уравнений реакций: – соединения, замещения, разложения, обмена; – окислительновосстановительных реакций с 22 № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий использованием метода электронного баланса. 2. Задачи на расчет массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси 2.2 3 Электролитическая Составлять уравнения диссоциация и ионный химических реакции ионного обмена с обмен участием неорганических веществ Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ 1. Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот, оснований и солей, установление изменения кислотности среды 2. Лабораторная работа "Типы химических реакций" Исследовать строение и Контрольная работа «Свойства неорганических свойства неорганических веществ» веществ 23 Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий № ОК/ПК 3.1 ОК 01 ПК 3.2 Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Классифицировать неорганические вещества в соответствии с их строением 1. Тест «Номенклатура и название неорганических веществ исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре». 2. Задачи на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле (смеси). 3. Практические задания по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов. 4. Практические задания на определение химической активности веществ в зависимости вида химической связи и типа кристаллической решетки 3.2 ОК 01 ОК 02 ПК 3.2 Физико-химические свойства неорганических веществ Устанавливать зависимость физикохимических свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки 1. Тест «Особенности химических свойств оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей». 2. Задания на составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства и способы получения. 3. Практико-ориентированные теоретические задания на свойства и получение 24 № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий неорганических веществ 3.3 ОК 01 ОК 02 ОК 04 4 Идентификация неорганических веществ Исследовать 1. Практико-ориентированные качественные реакции задания по составлению неорганических веществ химических реакций с участием неорганических веществ, используемых для их идентификации. 2.Лабораторная работа: “Идентификация неорганических веществ” Раздел 4. Строение и свойства органических веществ Исследовать строение и Контрольная работа свойства органических «Строение и свойства веществ органических веществ» 4.1 ОК 01 ПК 3.2 Классификация, строение и номенклатура органических веществ Классифицировать органические вещества в соответствии с их строением 1. Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. 2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов. 3. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) 4.2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК 3.2 Свойства органических Устанавливать соединений зависимость физикохимических свойств органических веществ от строения молекул 1. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения. 2. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующих химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и генетической связи органических веществ разных 25 № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий классов. 3. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ. 4. Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании" 4.3 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК 3.2 5 5 ОК 01 ОК 02 ПК 3.2 Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека Исследовать качественные реакции органических соединений отдельных классов Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций Характеризовать влияние различных факторов на равновесие и скорость химических реакций Скорость химических реакций. Химическое равновесие Характеризовать влияние концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций Характеризовать влияние изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия 6 Раздел 6. Растворы 1.Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием органических веществ, в т.ч. используемых для их идентификации в быту и промышленности. 2.Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов” Практико-ориентированные теоретические задания на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции. Практикоориентированные задания на применение принципа ЛеШателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия Исследовать истинные растворы с заданными характеристиками 26 Модуль/Раздел/Тема ОК/ПК 6.1 ОК 01 ОК 02 ПК 3.2 Понятие о растворах 6.2 ОК 01 ОК 04 ПК 3.2 Исследование свойств Исследовать физикорастворов химические свойства истинных растворов II Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека 7 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 3.2 Результат обучения Типы оценочных мероприятий № Различать истинные растворы 1. Задачи на приготовление растворов. 2. Практико-ориентированные расчетные задания на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека Лабораторная работа “Приготовление растворов” Оценивать последствия Защита кейса (с учетом бытовой и будущей профессиональной производственной деятельности) деятельности человека с позиций экологической безопасности Химия в быту и Оценивать последствия производственной бытовой и деятельности человека производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности Кейс (с учетом будущей профессиональной деятельности) Возможные темы кейсов: 1. Потепление климата и высвобождение газовых гидратов со дна океана. 2. Будущие материалы для авиа, машино- и приборостроения. 3. Новые материалы для солнечных батарей. 4. Лекарства на основе растительных препаратов 27 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ О.12 ХИМИЯ Специальность 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК) Курс 1 курс группы 11Э, 12Э Форма обучения: очная 2023 г 28 Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана на основе: – примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования, протокол № 14 от «30» ноября 2022 г. (ИРПО), – федерального государственного стандарта среднего профессионального образования для УГПС 35.00.00 и профиля профессионального образования специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования (ППССЗ СПО), – с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК) Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» Разработчик: Корепанова Н.В. – преподаватель 29 Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного тестирования 1. Работа проводится и проверяется преподавателем 2. Работа выполняется на двойных листах. На листе надо указать дату проведения. На первом листе в середине под датой следует аккуратно подписать работу по следующему образцу: Экзаменационная работа по химии студента (ки) группы_______ ФИО в родительном падеже полностью № варианта 3. На выполнение работы отводится не более 45 минут. 4. Задания рекомендуется выполнять строго по нумерации, а не в свободном порядке. 5. Рекомендуется избегать исправлений. Можно пользоваться черновиком. Оборудование: калькулятор, ручка. 30 Примерный вариант заданий. Блок А. Инструкция по выполнению заданий № 1-17: Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа, и запишите ее. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Задание (вопрос) Химический знак натрия: а) N б) K в) Na г) Ca Электронная формула атома хлора: а) 1s22s22p5 б) 1s22s22p6 3s23p5 в) 1s22s1 г) 1s22s22p6 3s2 Молекулярная масса MgО равна: а) 56г/моль б) 90 г/моль в) 40 г/моль г) 32 г/моль По номеру периода можно определить: а) число нейтронов в ядре б) заряд ядра в) число электронов в атоме г) число электронных уровней в атоме Химическая реакция, уравнение которой CuO+2HCl CuCl2+H2O+113,7 кДж является: а) необратимой, экзотермической, обмена б) необратимой, экзотермической, соединения в) обратимой, эндотермической, замещения г) обратимой, эндотермической, разложения При понижении давления химическое равновесие в уравнении 2СO(г)+O2(г) 2СO2(Г)+Q сместится: а) влево б) вправо в) нет правильного ответа г) останется неизменным В окислительно-восстановительной реакции, схема которой K+HCl=KCl+H2 коэффициент перед восстановителем равен: а)1 б)3 в)2 г)4 Коррозия железа сильнее всего идет, если его образцы поместить в: а) воду, насыщенную кислородом и углекислым газом одновременно б) дистиллированную воду в) воду, насыщенную кислородом г) воду, насыщенную водородом 31 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Из раствора соли FeCl2, железо способен вытеснить металл: а) медь б)цинк в)золото г) серебро В приведенной ниже схеме уравнений двух последовательных превращений определите вещества х и у: Zn X ZnCl2 Y Zn(OH)2: а) HCl и H2O б) Cl2 и HNO3 в) HCl и NaOH г) ZnO и Cu(OH)2 Функциональная группа спиртов: а) -C2H5 б) -NH2 в) -CОH г)-OH Укажите название вещества, формула которого H3C – CH – CH – CH2 – CH3 CH3 СH3 а) 2,3 диметилпентан б) 3,4 диметилпентен-1 в) 2,3 диметилбутан г) 3,4 диметилбутен-1 Линейная геометрия молекулы ацетилена обусловлена: а) sp2 – гибридизацией орбиталей углерода б) sp – гибридизацией орбиталей углерода в) sp3 – гибридизацией орбиталей углерода г) ионным типом взаимодействия между углеродом и водородом Гомологами по отношению друг к другу являются вещества: а) C3H7; С4Н9; С5H12 б) СН3ОН; С3Н6; С6H6 в) C5H12; С3Н8; С4H10 г) C2Н5OH; СН3СОН; С4H10 Нельзя утверждать, что уксусная кислота: а) диссоциирует в водном растворе б) реагирует со щелочами в) изменяет окраску лакмуса г) реагирует с метаном Любой многоатомный спирт можно определить по реакции взаимодействия с: а) Сu(OH)2 б) AgNO3 в) Na г) HCl Установите соотношение между перечнем веществ и длиной связи в его молекуле: 1) СН4 а) 0,14 НМ 2) С2Н4 б) 0,12 НМ 3) С2Н2 в) 0,34 НМ 4) С6Н6 г) 0,154НМ 32 д) 0,092НМ Блок Б. Инструкция по выполнению заданий № 18-22: определите пропущенные в предложениях слова и запишите их; допустимо обозначение веществ при помощи химических символов (или формул) 18. Атомы в молекулах соединяются не беспорядочно, а в строго определенной последовательности согласно их... 19. Химические реакции, протекающие при данных условиях во взаимно противоположных направлениях называются... 20. Макромолекула крахмала представляет собой природный полимер, мономерами которого являются молекулы... 21. Реакция среды раствора карбоната натрия является... 22. Спирты, в состав которых входят две и более гидроксильной групп называется... Инструкция по выполнению задания №23: решите задачу, запишите решение и ответ. 23. Вычислите массовую долю серы в оксиде SO2 Критерии оценивания работы: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Ставится оценка «5» - 85% - 100%, если выполнены 19-23 заданий; «4» - 65% - 84%, если выполнены 14-18 заданий; «3» - 41% - 64%, если выполнены 9-13 заданий; «2» - 0% - 40%, если выполнены 8 заданий. 33 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)