СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ................. 4 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: ................................ 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.............................................................. 9 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ......................................... 17 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .....................19 Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», утвержденного 9 декабря 2016 года №1568, с учетом рабочей программы воспитания по специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж». Разработчик: Л.В. Трубеева, преподаватель русского языка и литературы 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 1.1. Место учебного предмета в образовательной программы: структуре основной Рабочая программа учебного предмета «Литература» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». Рабочая программа учебного предмета разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, реализуемого в пределах ОПОП СПО. Программа предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена. 1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебный предмет «Литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». Входит в социально-экономический профиль общеобразовательного цикла. В учебном плане учебный предмет «Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. 1.3. Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального сознания. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Основой содержания учебного предмета «Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Ценностное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретиколитературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающихся. Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающегося с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения. Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи. Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным. Содержание учебного предмета дополнено краткой теорией литературы – изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении литературного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т.д. Изучение литературы завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1 Личностные результаты Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 2.2. Метапредметные результаты Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и МПР 1 МПР 2 МПР 3 МПР 4 МПР 5 МПР 6 МПР 7 нравственных ценностей. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. МПР 8 МПР 9 2.3. Предметные результаты Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой Сформированность представлений об изобразительновыразительных возможностях русского языка Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы ПР 1 ПР 2 ПР 3 ПР 4 ПР 5 ПР 6 ПР 7 ПР 8 ПР 9 ПР 10 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Максимальная учебная нагрузка (всего) 81 Промежуточная аттестация (в форме экзамена) 14 3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Введение. Литература XIX века. Наименование дидактических единиц Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах 2 3 1.Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Развитие 2 русской литературы и культуры в первой половине ХIХ века. Историко-литературный процесс рубежа XVIII – XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. 2.Творчество А.С. Пушкина. Личность писателя. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Роль А.С. Пушкина в становлении 2 русского литературного языка. Творчество А.С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений А.С. Пушкина в других видах искусства. Коды ЛР, МПР, ПР (ПК), формированию которых способствует элемент программы 4 ЛР 1, 10, 12 МПР 3, 4, 5 ПР 5, 7, 9 3.Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Становление реализма в творчестве А.С. Пушкина. Тема «маленького человека» в русской литературе. Лирический герой. Психологическая глубина изображения героя. Внутренний и внешний конфликт героя. 4. Образ Петра I в поэме. Образ Петра I во вступлении и в основном тексте поэмы. Двойственное изображение его личности и исторической роли. 5. «Бедный Евгений» и «державный исполин». Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Смысл противостояния «великого человека» и «маленького» человека. 6. Русская литература второй половины XIX века. Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Малый театр. Третьяковская галерея. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятельность А.И. Герцена, В.Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе. Новые типы героев в русской литературе. 7. Жизнь и творчество А.Н. Островского. Жизненный и творческий путь А.Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А.Н. Островского. 8. Малый театр и драматургия А. Н. Островского. 2 ЛР 1, 2, 3, 5, 7 МПР 1-9 ПР 3-10 2 2 2 ЛР 1, 5, 11 МПР 1 - 9 ПР 1, 4, 5, 6, 7, 8, 10 2 2 Значение творчества А. Н. Островского в истории русского театра. Мир Островского на сцене и на экране. Экранизация произведений А. Н. Островского. 9. Драма А.Н. Островского «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. 10. Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху. 11. Образ Катерины в драме «Гроза». Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке критиков. Позиция автора и его идеал. 12. Представители «темного царства» в драме «Гроза». Характеристики героев драмы. 13. Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. 14. Биография И.А. Гончарова. Жизненный путь и творческая биография И.А. Гончарова. Роль В.Г. Белинского в жизни И.А. Гончарова. 15. Роман И.А. Гончарова «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. 2 2 2 2 2 2 2 ЛР 2, 3, 5, 6, 7, 9, 12 МПР 1 - 9 ПР 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Оценка романа «Обломов» в критике. 16. Современное звучание романа. Образ Обломова в кинематографе (Н. Михалков «Несколько дней из жизни Обломова»). 17. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. 18. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). 19. Обломов и Захар. Крепостные слуги в изображении русских классиков. 20. Обломов и Ольга Ильинская. Испытание героя любовью. 21. Женские образы в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. 22. Финал романа. Авторская оценка итогов жизненного пути героя. Историкофилософский смысл произведения. 23. «Обломовщина» как явление русской жизни. Конкретно-историческое и «вечное» содержание романа. 24. Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова. 25. Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева (с обобщением ранее 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ЛР 4, 5, 7, 9, 11, 12 МПР 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9 ПР 3-10 изученного). Психологизм творчества И.С. Тургенева. Тема любви в творчестве И.С. Тургенева. Тургенев-романист. Типизация общественных явлений в романах И.С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. 26. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественнополитической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. 27. Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Явная противоположность и скрытое сходство героев. 28.Сатирическое изображение Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников. 29. Тема любви в романе. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и её роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. 30. Базаров и его родители. Тургеневское изображение преодоления конфликта поколений. 31. Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа. 32. Н.С. Лесков: биография и творческий путь. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Творчество Н.С. Лескова. 2 2 2 2 2 2 2 33. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Смысл названия повести. 2 Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник». 34. Формирование типа русского праведника в трагических 2 ЛР 1, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12 МПР 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9 ПР 3-10 обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. 35. Национальный характер в произведениях Н. С. Лескова. Художественный мир писателя. 36. Ф.М. Достоевский. Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного). 37. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. 38. Образ Родиона Раскольникова. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «Имеющих право» и её опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Споры вокруг романа и его главного героя. 39. Драматичность характера и судьбы Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. 40. Система образов романа «Преступление и наказание». Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. 41. Повторение. 2 2 2 2 2 2 1 ЛР 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12 МПР 1-9 ПР 3-10 Повторить изученный материал. Подготовка к экзамену. ЛР 2, 3, 7, 11, 12 МПР 1-9 ПР 3-10 Промежуточная аттестация (экзамен) Всего: 14 81 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4.1. Для реализации программы учебного предмета предусмотрен кабинет «Культура речи», в котором имеются телевизор, компьютер, принтер. Есть возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение кабинета оснащено специализированной учебной мебелью. 4.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. 4.2.1. Основные печатные издания Основные источники 1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005. 2. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2012 3. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2013. 4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2013. 5. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013. Художественные тексты Литература ХIХ века А.С. Пушкин. Медный всадник. Лирика. И.А. Гончаров. Обломов. И.С. Тургенев. Отцы и дети. А.Н. Островский. Гроза. Н.С. Лесков. Очарованный странник. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. 4.2.2. Основные электронные издания 1. Русская литература и культура XIX века : учебное пособие / Акимова Н.Н., под ред., и др. — Москва : КноРус, 2020. 2. Сарычева, А.М. Русская литература. Курс лекций : учебное пособие / Сарычева А.М. — Москва : Проспект, 2019. 4.2.3. Дополнительные источники Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ»: www.gramota.ru Электронный ресурс «Литература»: www.gramma.ru Электронный ресурс «Литературоведческие словари»: www.slovari.ru 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ, анализа художественных произведений. Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций. Результаты обучения 1 ЛР 1-12 Критерии оценки - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - готовность и способность к образованию, в том числе Методы оценки устный опрос, тестовые задания, письменный опрос в форме сочинения, индивидуальные задания МПР 1-9 самообразованию, на протяжении всей жизни; - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру; - совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.) - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; владение навыками познавательной, учебно- устный опрос, письменный опрос в форме сочинения, индивидуальные задания, тестовые задания, доклады, устные и письменные сообщения ПР 1-10 исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания - способность решать учебноустный опрос, познавательные и учебнописьменный опрос в практические задачи форме сочинения, индивидуальные задания, тестовые задания, доклады, устные и письменные сообщения Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена по русскому языку и литературе посредством решения заданий в тестовом формате. Цель: проверка усвоения учебного материала по дисциплине русский язык, литература в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, реализуемым по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». Содержание контрольно-измерительных материалов соответствует изучаемому программному материалу. Для проведения экзамена предлагается несколько вариантов теста с вопросами по учебным предметам «Русский язык» и «Литература».