Оглавление 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 4 5 7 10 14 2 Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413), федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 486 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 N 32885) и профиля профессионального образования специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования (ППССЗ СПО) Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» Разработчик: Корепанова Н.В. – преподаватель 1 кк 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Рабочая программа учебного предмета разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, реализуемого в пределах ОПОП СПО. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Астрономия» в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, обязательных для освоения вне зависимости от профиля профессионального образования, получаемой профессии или специальности. 4 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1 Личностные: Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений ЛР 5 ЛР 10 2.2 Метапредметные умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МПР 1 МПР 2 МПР 3 МПР 4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МПР 5 умение определять назначение и функции различных социальных институтов; МПР 6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; МПР 7 владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; МПР 8 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. МПР 9 5 2.3 Предметные сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной ПР 2 понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений владение основополагающими астрономическими понятиями, ПР 1 теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической ПР 3 терминологией и символикой сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области ПР 4 ПР 5 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Максимальная учебная нагрузка (всего) 36 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36 в т. ч.: практические занятия 6 самостоятельная работа - Итоговая аттестация Дифференцированный зачёт (2 семестр) 7 3.2. Тематический план и содержание учебного предмета «астрономия» Наименование разделов и тем Введение Коды ЛР, МПР, ПР Содержание учебного материала, формированию № Объем практические работы, самостоятельная которых часов п/п работа обучающихся способствует элемент программы Содержание учебного материала 1. Раздел 1. История развития астрономии Введение. Достижения современной космонавтики. 2 ЛР 10 МПР 1, 9 ПР 2 Содержание учебного материала 2. Развитие взглядов на астрономию. Летоисчисление 2 3. Оптическая астрономия. Астрономия дальнего космоса 2 В том числе практических лабораторных занятий 4. ЛР 5 МПР 1, 9 ПР 1 и ПР № 1 Работа с подвижной картой звездного неба Раздел 2. Содержание учебного материала Устройство 5. Происхождение Солнечной системы Солнечной системы 6. Система Земля — Луна. Природа Луны 2 2 2 7. Планеты земной группы. Планеты – гиганты 2 8. Малые тела Солнечной системы 2 9. Общие сведения о Солнце 2 10. Исследование Солнечной системы ЛР 10 МПР 3 ПР 3 ЛР 5 МПР 1, 9 ПР 1 2 В том числе практических и лабораторных занятий 11. ПР № 2 Изучение суточного видимого движения Солнца 2 ЛР 10 МПР 3 8 12. ПР № 3. Характеристика планет Солнечной системы Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной 2 ПР 3 Содержание учебного материала 13. Звезды. Звездные системы 2 14. Галактика Млечный путь и другие галактики 2 15. Происхождение галактик 2 16. Эволюция галактик и звезд 2 17. Жизнь и разум во Вселенной 2 18. Итоговое занятие 2 ВСЕГО ЧАСОВ 36 АУДИТОРНЫХ 36 ИЗ НИХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 6 ЛР 10 МПР 1, 9 ПР 1, 5 9 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УП 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебного предмета «Астрономия» входят: • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых-астрономов, модели и др.); • средства информационно-коммуникационных технологий; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного предмета «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и т.п. по разным вопросам изучения астрономии, в том числе видеоматериалами, рассказывающими о достижениях современной астрономической науки. В процессе освоения программы учебного предмета «Астрономия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.). 4.2.Информационное обеспечение обучения Для студентов Учебники: ● Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. — М.: Дрофа, 2017. 10 ● Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс.: учебник для общеобразоват. организаций / Е.П.Левитан. — М.: Просвещение, 2018. ● Засов А.В., Сурдин В.Г. Астрономия: 10—11классы /А.В. Засов, В.Г. Сурдин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. ● Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В.М.Чаругин. — М.: Просвещение, 2018. Учебные и справочные пособия: ● Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии / П.Г.Куликовский. — М.: Либроком, 2013. ● Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии / Московский планетарий — М., (на текущий учебный год). Для внеаудиторной самостоятельной работы ● «Астрономия — это здорово!» http://menobr.ru/files/astronom2.pptx ● http://menobr.ru/files/blank.pdf. ● «Знаешь ли ты астрономию?» http://menobr.ru/files/astronom1.pptx Для преподавателей ● Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в текущей редакции). ● Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.). ● Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613. ● Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08. ● Информационно-методическое письмо об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования на 2017/2018 г. — http://www.firo.ru/ ● Горелик Г.Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант», вып.127. Приложение к журналу «Квант», № 3/2013. — М. : Изд-во МЦНМО, 2017. 11 ● Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута /М.А.Кунаш — М. : Дрофа, 2018. ● Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута / М.А.Кунаш — Ростов н/Д : Учитель, 2018. ● Левитан Е.П. Методическое пособие по использованию таблиц — file:///G:/Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika.pdf ● Сурдин В.Г. Галактики / В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013. ● Сурдин В.Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013. ● Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. — Издательство ЛКИ, 2017. Интернет-ресурсы ● Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.su/EAAS ● Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm ● Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru ● Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru ● Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 ● w1s&feature=youtu.be ● Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров. o Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0 o Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. 12 ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI o Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0 Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.astronews.ru/ Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/ Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.astronet.ru Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia http://www.astro.websib.ru/ http://www.myastronomy.ru http://class-fizika.narod.ru https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty http://earth-and-universe.narod.ru/index.html http://catalog.prosv.ru/item/28633 http://www.planetarium-moscow.ru/ https://sites.google.com/site/auastro2/levitan http://www.gomulina.orc.ru/ http://www.myastronomy.ru 13 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы контроля и оценки результатов обучения ЛР 5. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества ЛР 10. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Предметное содержание УП Показывает готовность и Наблюдение, устный способность к самостоятельной, опрос, самостоятельная творческой и ответственной работа деятельности Проявляет способность к Тестирование, самостоятельной, творческой и подготовка презентации. ответственной деятельности Образовательные результаты МПР ПК 2.2. Выполнять ПР № 1 Работа с монтаж воздушных подвижной картой линий электропередач и трансформаторных звездного неба подстанций Наименование УД, ПМ Варианты междисциплинарных заданий ПМ 02 Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятий Определение сторон света по небесным телам 14 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА О.08. АСТРОНОМИЯ 15 Пояснительная записка: Специальность: Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей Курс I, группа 11ТО, 12ТО Итоговая аттестация: дифференцированный зачет Время выполнения работы: 20 минут Форма проведения: защита проекта Период проведения контроля: II семестр Тема проекта: «Космические объекты» (объект выбирается индивидуально) Освоение содержания учебного предмета «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: • личностных: − сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки; − устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии; − умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека; • метапредметных: − умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; − владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии; − умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность; − владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий; • предметных: − сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; 16 − понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; − владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; − сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; − осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. Назначение Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень освоения студентами Федерального компонента государственного стандарта. Документы, определяющие содержание дифференцированного зачета. Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» Структура: Проект состоит: методическая часть, теоретическая часть, практическая часть и расчетная часть, защита проекта. Таблица 1. Распределение баллов по частям работы Вид работы Максимальный балл методическая часть 10 теоретическая часть 10 расчетная часть 10 защита проекта 10 Итого: 40 Тип заданий оформление работы поиск информации выполнение расчетов выступление Таблица 2. Критерии оценивания Название критерия Начисляемый балл (2 балла - оформлено правильно; 1 балл - оформлено с ошибками; 0 баллов - критерий отсутствует) Методическая часть титульный лист 0-2 оглавление 0-2 теоретическая и практическая часть 0-2 введение и заключение 0-2 17 используемые источники 0-2 Теоретическая часть представлена история открытия созвездия 0-2 представлена история возникновения названия созвездия 0-2 присутствует карта звездного неба (без обозначений созвездий) 0-2 созвездие найдено на карте звездного неба 0-2 описаны условия видимости созвездия 0-2 Расчетная часть указаны границы созвездия 0-2 указан способ вычисления площади созвездия 0-2 вычислены координаты α звезды созвездия 0-2 вычислены координаты β звезды созвездия 0-2 вычислены координаты γ звезды созвездия 0-2 Защита проекта уверенное владение информацией 0-2 подготовлена презентация для выступления 0-2 раскрытие теоретической информации 0-2 раскрытие практической информации 0-2 уверенно отвечает на вопросы 0-2 Таблица 3. Перевод баллов в отметки Объем выполненной работы 100 – 90 % 89 – 75 % 74 – 60 % 59% и менее Количество баллов 40 - 36 35 - 30 29 - 24 менее 24 Отметка 5 4 3 2 18 Инструкция по выполнению работы. 1. 2. 3. 4. На подготовку и защиту отводится 20 минут. Выступление сопровождается показом полиграфии и презентации. Выступление должно быть осознанным, в спокойной форме, без выкриков. По заключении защиты выставляется общий балл. Желаем успеха! 19