ОГСЭ. 06 Русский язык и культура речи

Программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, федерального
государственного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей" от 09.12.2016 №1568, и в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования c учетом Примерной
основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж»
Трубеева Л.В.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............... 7
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ............... 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................ 15

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального
образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов
среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей"
1.2.

Место

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к
общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Освоение

содержания

учебной

дисциплины

обеспечивает

достижение

студентами следующих результатов:
 Личностных:
- Воспитание уважение к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов
- Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- Осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
- Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
4

- Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний

с

точки

зрения

языкового

оформления,

эффективности

достижения поставленных коммуникативных целей
- Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
- Эстетическое отношение к миру;
 Метапредметных:
- Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием ), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование
приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,

взрослыми

в

процессе

речевого

общения,

образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
-

овладения

нормами

речевого

поведения

в

различных

ситуациях

межличностного и межкультурного общения
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию,

получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию з различных источников:
учебно-научных

текстов,

справочной

литературы,

средств

массовой

информации, информационных и коммуникационных технологий для решения
когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения
русского языка
 Предметных:

5

- Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
- Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой
сферах общения
- Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
- Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в ней явной и
скрытой, основной и второстепенной информации
- Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
-

Сформированность

представлений

об

изобразительно-выразительных

возможностях русского языка;
- Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
- Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях
- Владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; сознание художественной картины жизни, созданной в
литературном

произведении,

в

единстве

эмоционального

личностного

восприятия и интеллектуального понимания;
- Сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
50
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
50
в том числе:
практические занятия
10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта (8 семестр)

7

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
№
Наименование разделов и тем
урока
Раздел 1. Введение
1. Литературный язык как основа культуры речи
2.

Литературный язык как высшая форма
национального языка

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические работы
Содержание учебного материала
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты.

2

1

Содержание учебного материала
Основные единицы языка. Специфика устной и письменной речи.

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3. Раздел 2. Литературно-языковые нормы и их критерии.
4. Языковая норма и её роль в становлении русского Содержание учебного материала
литературного языка.
Система норм русского литературного языка.
5. Литературно-языковые нормы и их критерии.
Содержание учебного материала
Норма. Виды норм.
6. Норма ударения. Орфоэпическая норма.
Содержание учебного материала
Норма ударения. Орфоэпическая норма. Особенности русского
ударения. Варианты русского литературного произношения.
7.

Морфологическая норма.

8.

Морфологическая норма.

9.

Лексическая норма.

10. Орфографическая норма.

11. Словообразовательная норма.
12. Синтаксическая норма.
13. Пунктуационная норма.

Объем Уровень
часов освоения

Содержание учебного материала Морфологическая норма.
Основные правила.
Содержание учебного материала Морфологическая норма.
Основные правила.
Содержание учебного материала Лексическая норма.
Лексические единицы русского языка.
Содержание учебного материала
Принципы русской орфографии. Орфографическая норма.
Основные правила. Правописание гласных (безударные,
чередующиеся, после шипящих и ц), согласных, приставок.
Правописание твёрдого и мягкого знаков, суффиксов –н и –нн.
Содержание учебного материала
Словообразовательная норма. Способы словообразования.
Содержание учебного материала
Синтаксическая норма. Предложение и словосочетание
Содержание учебного материала
Пунктуационная норма. Принципы русской пунктуации.
Контрольная работа по нормам русского языка.

8

14. Орфоэпическая норма.
15. Морфологическая норма. Лексическая норма.

16. Средства языковой выразительности
17. Средства языковой выразительности

18. Графика.
19. Речевой этикет. Различные ситуации речевого
общения.

20. Официально-деловая письменная речь.

21. Официально-деловая письменная речь.

22. Устное публичное выступление
23. Текст. Виды текста. Работа с текстом

Содержание учебного материала
Орфоэпическая норма. Норма ударения. Норма произношения.
Фонетический разбор слов.
Содержание учебного материала
Морфологическая норма. Лексическая норма.
Морфологический разбор слов разных частей речи. Стилистика
частей речи.
Лексические ошибки, нарушение норм.
Содержание учебного материала
Речевые средства языковой выразительности. Метафора,
метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола, литота.
Содержание учебного материала
Речевые средства языковой выразительности. Эпитеты, сравнения,
игра слов, приёмы противопоставления синонимов, омонимия.

2

3

2

3

2

2

2

2

Содержание учебного материала
Графика. Из истории письма. Позиционный принцип русской графики.
Практические занятия
Речевой этикет. Различные ситуации речевого общения. Культура
речи. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и
массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное
общение.
Практические занятия
Официально-деловая письменная речь. Понятие жанра. Уместность
речи. Жанры деловой устной речи: сообщения, доклад, деловая
беседа.
Практические занятия
Официально-деловая письменная речь. Язык и стиль
распорядительных документов. Язык и стиль инструктивнометодических документов. Правила оформления документов.
Речевой этикет документа.
Практические занятия
Устное публичное выступление. Взаимодействие вербальных и
невербальных средств передачи информации
Практические занятия
Текст. Виды текста. Работа с текстом.

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3
9

24. Особенности речевого поведения в социальноориентированном общении.
25. Дифференцированный зачёт
ВСЕГО ЧАСОВ
АУДИТОРНЫХ:
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Работа с различными видами текста.
Культура речи.

2

3

2
50
50
10

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.

3

2

- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

10

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется

при наличии учебных

кабинетов «Русского языка и литература»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;
- лингвистические словари.
Технические средства обучения:
Телевизор
DVD-плеер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Для обучающихся:
Основная литература
1. Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык: учеб. для
общеобразоват. учреждений. – М. «Просвещение», 2011.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. М.
«Просвещение», 2010
3. Розенталь Д.Э. Русский язык: учеб. пособие для школьников старших
классов и поступающих в вузы. М. «Оникс», 2010
Дополнительная литература
4.Власенков А.И., Потемкина Т.В. Русский язык: учеб. пособие. – М:
«Дрофа», 2004. – 269 с.
5. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык в 2-х частях.
– М. «Академия»: 2000. – 208 с.
11

6. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
8. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
9. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
10.Сенина Н.А. Русский язык .Подготовка к ЕГЭ.– Ростов – на Дону.-2010
11. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
12. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
13. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и
абитуриентов. – М., 2002.
14. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М.,
1998.
15.

Русский

язык:

научно-методический

журнал.

Учрежден

Министерством образования РФ.
Для преподавателей:
16. Потапова Г.Н. Русский язык. 10-11 кл. Тренировочные диктанты по
русскому языку. М. «Экзамен», 2008.
17. Греков В.Ф., Чижов В.В. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах. М., «Оникс», 2008.
18. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов. М. «Айрис-пресс», 2010.
19. Громаков С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для
старшеклассников и абитуриентов. М. «Московский Лицей», 2011.
20. Зданкевич В.Г. Учебное пособие для средних специальных учебных
заведений. Дидактический и справочный материал. М. «Высшая школа», 2002.
Словари
21. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в
современном русском языке. – СПб., 2000.
22. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –
СПб. 2003.

12

23. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая
правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М., 2001.
24.

Лекант

П.А.

Орфографический

словарь

русского

языка.

Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
25. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь
русского языка. – М., 2005.
26. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.,
2004.
27. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв.
Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
28. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и
фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И.
Скворцова. – М., 2006.
29. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,
1992.
30. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь
русского языка. – М., 2001.
31. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи.
– М., 2005.
32. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с
лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
33. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения
конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
34. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
35. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского
языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
36. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический
словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и
примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
13

37. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и
изменения слов русского языка. – М., 2005.
38. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского
языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
39. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь
русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
40. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М.,
2000.
Дополнительные источники:
41.

Электронный

ресурс

«ГРАМОТА.РУ».

Форма

доступа:www.gramota.ru
42. Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Русский язык».
Форма доступа: rus.1september.ru
43. Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.alleng.ru
44. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа:
ruslit.ioso.ru
45.Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru
46.Электронный

ресурс

«Русские

словари».

Форма

доступа:

www.slovari.ru

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
 Личностных:
- Воспитание уважение к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает
культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков,
осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов
- Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- Осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
- Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных целей
- Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
- Эстетическое отношение к миру;
 Метапредметных
- Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием ), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование
приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном
уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладения нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и
межкультурного общения
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
индивидуальный опрос,
работа со словарем, текстом
диктант с творческим заданием
тренировочные упражнения, тестирование,
исправление ошибок
лингвистический анализ текста
рецензирование ответа студента,
подборка лексических синонимов и нахождение тропов
словарный диктант,
обучающий диктант,
самостоятельный диктант,
преобразовать предложение по требуемой схеме,
формулировка орфограмм и пунктограмм, определение
лексических понятий
морфемное членение слова,
словообразовательный анализ
морфологический разбор частей речи,
объяснительный диктант, проверочный диктант,
выполнение упражнений
объяснение знаков препинания с помощью графической
схемы,
проверочный и самостоятельный диктанты,
выделение словосочетаний в предложении,
составление словосочетаний по схеме
Нахождение и формулировка орфограмм и пунктограмм
стилистический анализ текста
выполнение упражнений,
предупредительные диктанты,
редактирование своих ошибок и ошибок студентов
работа с таблицами,
словообразовательный анализ
15

из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию з различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных,
коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка
 Предметных
- Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике
- Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения
- Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
- Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в ней явной и
скрытой, основной и второстепенной информации
- Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
Сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
- Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
- Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях
- Владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой
специфики; сознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
- Сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы

творческие задания,
написание докладов
составление графических схем,
написание рефератов,
сообщений,
составление презентаций

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».