2 Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с примерной программой, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело (базовая подготовка) утвержденного 5 февраля 2018 года № 67, с учетом программы воспитания по специальности «Банковское дело» . Разработчик: Шаритдинова Л.А. преподаватель высшей квалификационной категории 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 05 Анализ финансово – хозяйственной деятельности Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело (базовая подготовка). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины 1.1. Код Умения Знания ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях рассчитывать и анализировать экономические показатели, характеризующие деятельность организации; состав бухгалтерской , финансовой и статистической отчетности организации обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации; использовать информационные технологии для обработки, накопления и анализа информации. основные методы и приемы экономического анализа; ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5 Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности ПК 2.1 Оценивать кредитоспособность клиентов ПК 3.2 Осуществлять активные операции с акциями и долговыми обязательствами ПК 3.3 Осуществлять операции с векселями ЛР 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности методики проведения анализа финансово – хозяйственной деятельности организации. 5 этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость ЛР 15 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации ЛР 16 Соблюдать дисциплину труда 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Объем часов Вид учебной работы 57 Максимальная учебная нагрузка (всего) 57 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия 28 контрольная работа 1 11 Самостоятельная работа обучающегося (всего) консультации 7 Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета 6 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 05 «Анализ финансово – хозяйственной деятельности» № урока 1 2 3 4 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Основы теории экономического анализа Содержание, предмет, Содержание учебного материала принципы анализа Экономический анализ как самостоятельная наука, изучающая макро- и финансово – хозяйственной микроуровень экономических явлений. Предмет, роль экономического анализа. деятельности Задачи экономического анализа. Принципы экономического анализа Система экономической Содержание учебного материала информации и показатели, в Система экономической информации, применяемая в экономическом анализе: анализе нормативные, плановые, статистические, бухгалтерские, оперативные сведения и т.п.. Требования, предъявляемые к экономической информации. Система показателей, используемых в экономическом анализе (показатели исходных условий деятельности предприятия, показатели использования средств производства, показатели использования предметов труда, показатели использования трудовых ресурсов, показатели производства и сбыта продукции, показатели себестоимости продукции, показатели прибыльности и рентабельности, показатели финансового состояния предприятия) и их классификация (по содержанию, по отношению к национальной экономике, по степени синтеза, по видам измерения, по способам формирования) Типология видов Содержание учебного материала экономического анализа и Характеристика основных видов экономического анализа: по объектам анализа, их характеристика по субъектам анализа, по пользователям информации, по содержанию и полноте изучаемых вопросов, по методам изучения объекта, по временному признаку. Содержание управленческого и финансового анализа. ПЗ 1 Методы и приемы Содержание учебного материала Объем часов Коды компетенций формированию которых способствует элемент программы 2 ОК 2-ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 2 2 2 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 7 5 6 7 8 анализа Информационная база анализа Решение задач Содержание учебного материала Самостоятельная работа 1 Принципы и порядок формирования финансовой информации с системе бухгалтерского учета. Общая характеристика информационного содержания основных форм отчетности Методы и приемы анализа Содержание учебного материала Самостоятельная работа 2 Количественные и качественные приемы и методы анализа. Методы финансового анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый. Методы факторного анализа результатов финансово – хозяйственной деятельности предприятия, особенности применения различных методов, сравнительная характеристика Раздел 2. Текущий экономический анализ деятельности организации Анализ имущественного Содержание учебного материала потенциала и источников Содержание бухгалтерского баланса в оценке финансового и имущественного финансирования положения организации. Методы анализа бухгалтерского баланса. Анализ состава, структуры, динамики основного и оборотного капитала. Анализ и оценка состава, структура источников финансирования. ПЗ №2 Анализ Содержание учебного материала бухгалтерского баланса Анализ бухгалтерского баланса организации (на примере решения сквозной задачи): анализ состава, структуры, динамики основного и оборотного капитала; 2 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 2 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 2 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 2 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 9 ПЗ №3 Анализ бухгалтерского баланса Анализ бухгалтерского баланса анализ и оценка состава, структура источников финансирования. 2 10 Анализ финансового состояния организации Содержание учебного материала Сущность, содержание, система показателей финансового состояния организации. Понятие, виды платежеспособности, методы оценки платежеспособности на основе анализа бухгалтерского баланса. Анализ платежеспособности на основе абсолютных показателей ликвидности. Анализ платежеспособности на основе коэффициентов ликвидности. 2 8 11 ПЗ № 4 Анализ платежеспособности предприятия Содержание учебного материала По данным финансовой отчетности провести анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия (на примере конкретного предприятия). 2 12 ПЗ №5 Анализ финансовой устойчивости предприятия 2 13 Анализ доходов, расходов и финансовых результатов организации 14 ПЗ №6 Анализ доходов, расходов и финансовых результатов организации Содержание учебного материала По данным финансовой отчетности определить тип финансового состояния и рассчитать коэффициенты финансовой устойчивости (на примере конкретного предприятия) Содержание учебного материала Самостоятельная работа 3 Состав, структура доходов и расходов, оценка динамики и факторов их формирования. Задачи анализа финансовых результатов деятельности. Показатели прибыли. Методологические основы анализа показателей прибыли. Содержание учебного материала Определить влияние факторов на прибыль, сделать вывод, наметить пути увеличения прибыли торговой организации. (на примере решения сквозной задачи). 15 Анализ деловой активности организации 2 16 ПЗ № 7 Анализ деловой активности организации Содержание учебного материала Характеристика деловой активности. Система показателей оборачиваемости, их расчет. Характеристика коэффициентов деловой активности, их оценка. Система показателей рентабельности, их оценка. Анализ рентабельности собственного капитала. Содержание учебного материала По данным финансовой отчетности провести анализ деловой активности организации (на примере конкретного предприятия). 17 ПЗ 8 Анализ кредитоспособности клиента Содержание учебного материала Решение задач 2 18 ПЗ 9 Анализ вероятности банкротства Содержание учебного материала Решение задач 2 Раздел 3. Управленческий анализ 2 2 2 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 9 19 Анализ производства и реализации продукции Содержание учебного материала Самостоятельная работа 4 Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции. Система показателей объема производства и реализации продукции. Анализ объема производства и реализации продукции в целом и по ассортименту. Анализ ассортимента и структуры продукции. Анализ качества произведенной продукции. Анализ ритмичности работы предприятия. Содержание учебного материала 2 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 20 ПЗ № 10 Анализ производства и реализации продукции 2 ПЗ № 11 Анализ состояния и использования основных средств Содержание учебного материала 2 22 Анализ использования трудовых ресурсов 2 23 ПЗ №12 Анализ использования трудовых ресурсов Содержание учебного материала Самостоятельная работа 5 Задачи, объекты анализа трудовых ресурсов, источники информации. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Анализ движения рабочей силы. Анализ использования трудовых ресурсов. Анализ производительности труда Содержание учебного материала ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2,. ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 21 24 ПЗ 13 Анализ производительности труда Содержание учебного материала Решение задач 25 Анализ техникоорганизационного уровня производства Содержание учебного материала Характеристика технологического уровня развития производства. 2 26 ПЗ № 14 Анализ технико- Содержание учебного материала 2 2 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, 10 организационного уровня производства. Решение задач 27 Контрольная работа Содержание учебного материала Вопросы для контрольной работы 2 28 Анализ техникоорганизационного уровня производства Содержание учебного материала Самостоятельная работа 6 Решение задач 1 29 Дифференцированный зачет Консультации 13. Анализ доходов, 1 расходов и финансовых результатов организации 2 19 Анализ производства и реализации продукции 3 22. Анализ использования трудовых ресурсов 4 28. Анализ техникоорганизационного уровня производства 2 Содержание учебного материала Самостоятельная работа 3 Состав, структура доходов и расходов, оценка динамики и факторов их формирования. Задачи анализа финансовых результатов деятельности. Показатели прибыли. Методологические основы анализа показателей прибыли. Содержание учебного материала Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции. Система показателей объема производства и реализации продукции. Анализ объема производства и реализации продукции в целом и по ассортименту. Анализ ассортимента и структуры продукции. Анализ качества произведенной продукции. Анализ ритмичности работы предприятия. Содержание учебного материала Задачи, объекты анализа трудовых ресурсов, источники информации. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Анализ движения рабочей силы. Анализ использования трудовых ресурсов. Анализ производительности труда Содержание учебного материала Решение задач ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 2 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 2 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 1 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 ЛР 13-ЛР 16 2 ОК 2 - ОК 5, ОК 9, ПК 2.1, ПК 3.2, ПК 3.3 11 ЛР 13-ЛР 16 Аудиторная нагрузка Практические занятия Самостоятельная работа Консультации 57 28 11 7 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета 309 «Экономика отрасли и менеджмента» Оборудование учебного кабинета – калькуляторы Технические средства обучения3.3 Информационное обеспечение обучения Печатные издания Основные источники: 1. Гражданский Кодекс РФ. — Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. 2. Гражданский Кодекс РФ. — Ч. 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. 3. О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ: утв. Приказом Министерства финансов РФ № Юн и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 03-6/пз от 29 января 2003 г. 4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н, с изм. по Приказу Министерства финансов РФ от 18.09.2006 г. № 115н. 5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32н, с изм. по Приказу Министерства финансов РФ от 27.11.2006 г. № 156н. 6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 33н, с изм. по Приказам Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября 2006 г., 27 ноября 2006 г., № 156н. 7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа» от 25.06.2003 г. № 367. 8. Приказ Министерства финансов РФ от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»; 9. Приказ Министерства финансов РФ от 06 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету ''Бухгалтерская отчетность организации''» (ПБУ 4/99). 10. Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. № 16 «Об утверждении Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций». 11. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. 12. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 26 ноября 2002 г. № 127-ФЗ. 13 13. Э.А. Маркарьян, Г.П.Герасименко, С.Э. Маркарьян. Экономический анализ хозяйственной деятельности. М.:КноРус,2010. 14. Г.И. Просветов. Экономический анализ. Задачи и решения. – М.: АльфаПресс,2008. 15. А.А. Сперанский, Е.А. Пахомчик. Экономический анализ. Краткий курс.М. Окей-книга, 2009. 16. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учеб. / под ред. проф. В.Я. Позднякова. - М.: Инфра-М, 2008. 17. В.Р Банк., С.В. Банк, А. В.Тараскина. Финансовый анализ.: М.: Проспект, 2006. 18. М.А.Вахрушина, Л.А.Мельникова, Н.С. Пласкова, Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: Омега-Л, 2006. 19. Л.В. Донцова Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2007. 20. Н.С. Пласкова. Стратегический и текущий экономический анализ. — М.: Эксмо, 2007. Электронные издания (электронные ресурсы) 15. www.econom-analiz.ru 16. www.ecsocman.edu.ru 17. www.skrin.ru Дополнительные источники: 1. М.И. Баканов, М.В.Мельник, А.Д. Шеремет. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2005. 2. Г.В. Федорова Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. — М.: Омега-Л, 2004. 3. Н.П.Любушин, В.Б. Лещева, Е.А. Сучков.Теория экономического анализа: / под ред. проф. Н.П. Любушина. — М.: Экономистъ, 2004. 4. В.Ф. Палий Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учебник. — М.: Инфра-М, 2005. 5. С.Б.Барнгольц, М.В.Мельник. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 2003. 6. В.В. Бочаров. Комплексный финансовый анализ. — М.: Питер, 2005. 7. Л.Т Гиляровская. Экономический анализ. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. 9. Л.В Донцова., Н.А. Никифорова Анализ финансовой отчетности: практикум. - М.: Дело и сервис, 2004. 10. О.В Ефимова., М.В. Мельник Анализ финансовой отчетности. - М.: Бухгалтерский учет, 2004. 12. В.В Ковалев., О.Н Волкова. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ТК «Велби»; Проспект, 2004. 13. А.Д. Шеремет Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М.: Инфра-М, 2005. 14. А.Д. Шеремет Теория экономического анализа. - М.: Инфра-М. 2005. 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценивания (освоенные умения, усвоенные знания) Методы оценки Уметь: осуществлять анализ техникоорганизационного уровня производства анализировать эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов анализировать производство и реализацию продукции анализировать использование основных фондов оценивать финансовое состояние и деловую активность организации Знать: научные основы экономического анализа роль экономического анализа в рыночной экономике предмет и задачи экономического анализа методы, приемы и виды экономического анализа системы комплексного экономического анализа ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5 Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 9 Быть готовым к смене Текущий контроль самостоятельная работа, выполнение индивидуальны х заданий, тестирование, оценка деятельности на практических занятиях, Промежуточна я аттестация дифференциров анный зачет Отлично Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, обосновывает свои суждения и даѐт правильные ответы на поставленные вопросы преподавателем Хорошо Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, но содержание ответов имеют некоторые неточности. Удовлетворительно Обучающийся знает и понимает материал по заданной теме, но изложение неполное, непоследовательное, допускаются неточности в определении понятий, студент не может обосновать свои ответы. Неудовлетворительно Обущающийся допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает 15 технологий в профессиональной деятельности ПК 2.1 Оценивать кредитоспособность клиентов ПК 3.2 Осуществлять активные операции с акциями и долговыми обязательствами ПК 3.3 Осуществлять операции с векселями ЛР 13Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость ЛР 15 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации ЛР 16 Соблюдать дисциплину труда материал. Делает ошибки в ответах на поставленные вопросы преподавателя 16 КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Анализ финансово – хозяйственной деятельности Специальность 38.02.07 Банковское дело (углубленная подготовка) курс, группа 2, 22 БД 17 СОДЕРЖАНИЕ 4.1 Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств 31 4.1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 31 4.1.2 Формы промежуточной аттестации 32 4.1.3 Описание процедуры зачета 33 4.1.4 Критерии оценки на зачета 33 4.2 Комплект «Промежуточная аттестация» 4.2.1 Билеты для зачета 34 34 18 4.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 4.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Комплект контрольно-оценочных средств, предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Анализ финансово – хозяйственной деятельности» Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания. Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц Результаты освоения (объекты оценивания) У.1 - рассчитывать и анализировать экономические показатели, характеризующие деятельность организации; У.2 обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации У.3 использовать информационные технологии для обработки, накопления и анализа информации З.1 состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации З.2 основные методы и Основные показатели оценки результата и их критерии Расчет экономических показателей для оценки финансово- хозяйственной деятельности организации Тип задания; № задания Практическое занятие №1-14 Форма аттестации (в соответствии с учебным планом) Текущий контроль, контрольная работа зачет ; Оформление результатов анализа, экономическое обоснование полученных результатов Текущий контроль, контрольная работа зачет Расчет экономических показателей для оценки деловой активности организации и оформление отчета с использованием Знание требований к составу и содержанию отчетности организации Текущий контроль, контрольная работа зачет Текущий контроль, контрольная работа зачет Текущий Понимание сущности Теоретическое занятие № 2,5 Теоретическое 19 приемы экономического анализа З. методики проведения анализа финансово – хозяйственной деятельности организации экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Определение перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной экономики Рассмотрение совокупности способов, правил и приемов проведения анализа, систематизация факторов и моделирование взаимосвязей в детерминированном факторном анализе занятие № 1, 3, 6 контроль, контрольная работа зачет Теоретическое занятие № 8, 13, 18, 20, 28, 32, 35, 39. Текущий контроль, контрольная работа зачет Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы оценки. 4.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации № семестра 3 Формы промежуточной аттестации Форма проведения Дифференцированный зачет Письменный зачет по билетам 4.1.3 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЗАЧЕТА Процедура зачета устанавливает уровень сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний по материалу, изучаемому в семестре. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - рассчитывать и анализировать экономические показатели, характеризующие деятельность организации; - обобщать результаты аналитической работы и подготавливать соответствующие рекомендации; - использовать информационные технологии для обработки, накопления и анализа информации. . В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - состав бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности организации - основные методы и приемы экономического анализа; - методики проведения анализа финансово – хозяйственной деятельности организации. - методы, приемы и виды экономического анализа; - систему комплексного экономического анализа. 20 Количество заданий для студента: два – теоретических вопроса и практическое задание. Время выполнения каждого задания и максимальное время на зачете: Задание № 1- 10 мин./час. Задание № 2- 10 мин. Практической задание – 20 мин. /час Всего на экзамен 40 мин./час. Условия выполнения заданий Помещение: учебная аудитория. Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности. Оборудование: калькулятор для выполнения расчетов. Перечень справочной и нормативной литературы для использования на зачете: бухгалтерский баланс организаций 4.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ЗАЧЕТЕ Таблица 4 – Критерии оценки на зачете Оценка Отлично Показатели оценки Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, обосновывает свои суждения и даѐт правильные ответы на поставленные вопросы преподавателем Хорошо Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, но содержание ответов имеют некоторые неточности. Удовлетворительно Обучающийся знает и понимает материал по заданной теме, но изложение неполное, непоследовательное, допускаются неточности в определении понятий, студент не может обосновать свои ответы. Неудовлетворительно Обущающийся допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Делает ошибки в ответах на поставленные вопросы преподавателя 21 4.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ» 4.2.1 Билеты для зачета №1 1. 2. 3. Методы экономического анализа – понятие, особенности Предмет, объект и задачи АФХД По бухгалтерскому балансу определить тип финансового состояния предприятия. Сделать вывод № 2. 1. 2. 3. Виды экономического анализа Цель, принципы и пользователи экономического анализа По бухгалтерскому балансу рассчитать ликвидность баланса Сделать вывод №3 1. Понятие и сущность экономического анализа 2. Методика определения ликвидности баланса 3. По бухгалтерскому балансу рассчитать структуру актива баланса Сделать вывод № 4. 1. Показатели, используемые в экономическом анализе 2. Методика определения типа финансового состояния предприятия 3. По бухгалтерскому балансу рассчитать структуру пассива баланса Сделать вывод