1 2 Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным профессионального образования образовательным по специальности стандартом 21.02.05 среднего Земельно- имущественные отношения (базовая подготовка), утвержденного 12 мая 2014 года № 486, с учетом программой воспитания по специальности «Земельноимущественные отношения» Разработчик Шаритдинова Л.А. преподаватель высшей квалификационной категории 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08 Финансы, денежное обращение и кредит 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05 «Земельно – имущественные отношения» (базовая подготовка) 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: - - В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; участвовать в анализе показателей, связанных с денежным обращением; участвовать в анализе структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета; составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: сущность финансов, их функции и роль в экономике; принципы финансовой политики и финансового контроля; закон денежного обращения, сущность, виды и функции денег; основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ; структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций ; цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; 5 - кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики; - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы. 1.4 Результаты освоения учебной дисциплины Код ОК 3 ОК 4 ОК 5 ПК 2.2 ПК 4.1 ПК 4.2 ЛР 2 ЛР 4 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР 16 Наименование результата обучения Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях Осуществлять поиск анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Определять кадастровую стоимость земли Осуществлять сбор и обработку необходимой и достоверной информации об объекте оценки и аналогичных объектах Проводить расчеты по оценке объекта на основе применяемых подходов и методов оценки Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации Соблюдать дисциплину труда 6 2. СРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: Практические занятия контрольная работа Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа Итоговая аттестация Объем часов 98 62 20 2 36 36 Дифференцированный зачет 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» № урока Наименование разделов и тем Раздел 1 Деньги и денежное обращение 1 Введение. Сущность и функции денег Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Коды Объе ЛР, м часов формированию которых способствует элемент программы Содержание учебного материала Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Деньги: их необходимость и происхождение. Функции денег. Виды денег. Виды денежных систем. Денежные реформы. Денежная масса. Содержание учебного материала Понятие денежного обращения. Закон денежного обращения. Наличное и безналичное денежное обращение. Скорость обращения и масса денег в обращении. Инфляция, ее сущность и формы проявления. Формы и методы антиинфляционной политики Содержание учебного материала Виды денежных систем. Денежные реформы. Денежная масса. 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, 2 Денежное обращение: понятие и виды. 3 Денежные системы их виды Литература 4 Деньги и денежное обращение Содержание учебного материала Самостоятельная работа 1 выполнение домашних заданий по рабочей тетради стр. 28 задание 1-6, выполнить тест по теме стр 37 2 5 История происхождения денег Содержание учебного материала 2 8 Самостоятельная работа 2 выполнение домашних заданий по рабочей тетради стр 32 задание 1-11 Тема 2 Финансы и финансовая система 6 Финансы и финансовая система ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 Содержание учебного материала Социально-экономическая сущность финансов. Виды финансовых отношений. Функции финансов. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики. Финансовая система, ее сферы. Содержание учебного материала Самостоятельная работа 3 выполнение домашних заданий по рабочей тетради стр 5-6 задание 1-5, тест стр 10 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 Содержание учебного материала Понятие об управлении финансами. Органы управления финансами. Управление финансами на предприятиях. Понятие финансовой политики. Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка. Финансовый механизм , его структура и роль в реализации финансовой политики Содержание учебного материала Самостоятельная работа 4 выполнение домашних заданий по рабочей тетради с 8 задание 1-4 стр 9 задание 1, 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 7 Финансы и финансовая система 8 Управление финансами Финансовая политика 9 Финансовая политика 10 Управление финансами Содержание учебного материала Самостоятельная работа5 выполнение домашних заданий по рабочей тетради стр. 12 задание 1-2, стр 13 задание 1 2 11 Государственные финансы Содержание учебного материала 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, 9 Самостоятельная работа 6 выполнение домашних заданий по рабочей тетради с 14 задание 1-3, тест стр 20, с 9 задание 1 12 Государственный бюджет Содержание учебного материала Понятие государственных финансов, их роль в организации финансовой системы. Основные составляющие государственных финансов: государственный бюджет, внебюджетные фонды, дарственный кредит. Федеральный бюджет и его функции. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета. Бюджетный дефицит и методы его финансирования. Содержание учебного материала Бюджетное устройство Бюджетная система, ее сущность и составляющие. Этапы бюджетного процесса 2 13 Бюджетный процесс 14 Внебюджетные фонды Содержание учебного материала Социально-экономическая сущность внебюджетных социальных фондов. Порядок формирования и использования фондов социальной защиты граждан. Источники формирования и направления внебюджетных фондов РФ Содержание учебного материала Самостоятельная работа 7 выполнение домашних заданий по рабочей тетради с 17 задание 1,2 2 15 Фонды социального страхования 16 Государственный кредит Содержание учебного материала Сущность и функции государственного кредита. Внутренний и внешний долг. Влияние государственного кредита на производство и занятость 2 17 Страхование Содержание учебного материала Сущность и функции страхования. Виды страхования Участники и посредники страховых отношений Изучение закона о 2 2 2 ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 10 страховании. 18 Закон о страховании его предмет Содержание учебного материала Самостоятельная работа 8 выполнение домашних заданий по рабочей тетради стр 18 задание 1,2 2 19 ПЗ 1 Расчет отчислений во внебюджетные фонды Содержание учебного материала Определение сумм ЕСН заполнение декларации 2 20 ПЗ 2 Изучение бюджетного кодекса Российской Федерации Содержание учебного материала Изучить бюджетный кодекс РФ и ответить на вопросы 2 21 ПЗ 3 Анализ бюджета Содержание учебного материала Изучить отчет исполнения бюджета, провести анализ бюджета 2 22 ПЗ 4 Расчет страховых сумм Содержание учебного материала Решение задач их и их обоснование 2 23 Финансы и финансовая система 2 24 Финансовый рынок Содержание учебного материала Самостоятельная работа 9 выполнение домашних заданий по рабочей тетради стр. 16 задание 3, стр. 17 задание 4, стр. 19 задание 3, стр. 20 задание 3, 4 стр. 39 задание 3,4 выполнить тест по теме стр 21. Содержание учебного материала Финансовый рынок: понятие, виды, элементы финансового рынка рынок 2 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 11 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 Тема 3 Финансы предприятий и их использование 25 Финансы предприятий и их Содержание учебного материала использование Назначение и структура финансов предприятий. Понятие финансовых ресурсов, источники формирования финансовых ресурсов. Сущность и классификация доходов и расходов. Основные и оборотные средства предприятий их классификация. Источники формирования и показатели эффективности использования. Методика расчета потребности в оборотных средствах для предприятия 26 ПЗ 5 Расчет показателей Содержание учебного материала эффективности использования Рассчитать показатели эффективности использования основных средств основных средств Сделать вывод Наметить пути повышения эффективности использования основных средств 27 ПЗ 6 Расчет потребности Содержание учебного материала предприятия в оборотных Рассчитать показатели эффективности использования оборотных средств средствах Сделать вывод Наметить пути повышения эффективности использования оборотных средств 28 Финансы предприятий и их Содержание учебного материала использование Самостоятельная работа 10 выполнение домашних заданий по рабочей тетради стр. 26 задание 1-4,. 29 Финансовые ресурсы предприятий Раздел 4 Кредит и кредитная система 30 Коммерческий кредит 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 2 Содержание учебного материала Самостоятельная работа 11 выполнение домашних заданий по рабочей тетради стр. 27 задание 5-7, выполнить тест по теме стр 28. 2 Содержание учебного материала Сущность необходимость и роль кредита. Виды кредитов и их 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 12 классификация. Новые виды кредитов: ипотека, лизинг, кредитные карточки. Основные формы кредита. Принципы кредитования предприятий различных организационно правовых форм собственности. Ссудный капитал и кредит. Содержание учебного материала Кредитная система. Кредитный договор его содержание и порядок заключения. Порядок погашения и получение кредитов. Условия прекращения действия кредитного договора 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 31 Кредитная система 32 ПЗ 7 Расчет потребности в кредите и суммы процентов с него. Содержание учебного материала Решение задач их и их обоснование 2 33 Кредит и кредитная система Содержание учебного материала Самостоятельная работа 12 выполнение домашних заданий по рабочей тетради стр. 40 задание 4-6 выполнить тест по теме стр 43. 2 Содержание учебного материала Банковская система РФ, ее структура и функции отдельных звеньев. Роль Центрального банка России в регулировании денежно-кредитной системы. Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики. Коммерческие банки России, их функции и принципы деятельности. Виды банковских операций. Кредитная политика коммерческих банков Содержание учебного материала Изучить документы, регулирующие и регламентирующие банковскую система Ответить на вопросы 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 Содержание учебного материала Самостоятельная работа 13 Выполнение домашних заданий по теме 6. 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР Раздел 5 Банки и банковская система. 34 Банки и банковская система 35 ПЗ 8 Нормативно – правовая база банковской системы 36 Банки и банковская система. 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 13 11, ЛР 13-ЛР 16 Раздел 6 Финансирование и кредитование капитальных вложений 37 Финансирование капитальных Содержание учебного материала вложений Капитальные вложения: понятие, источники их финансирования на предприятии. Собственные и заемные средства. Использование амортизационных отчислений, прибыли на предприятии при финансировании капитальных вложений. Особенности кредитования капитальных вложений предприятия (организаций) торговли 38 ПЗ 9 Расчет показателей Содержание учебного материала эффективности капитальных Определение экономической эффективности капитальных вложений вложений Оформление кредитного договора 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 39 Кредитование капитальных вложений Содержание учебного материала Самостоятельная работа 14 выполнение домашних заданий по рабочей тетради стр. 44 задание 3, 5, 6. 2 40 Финансовый контроль Содержание учебного материала Самостоятельная работа 15 Понятие финансового контроля, его формы. Написать конспект 2 Раздел 7. Рынок ценных бумаг 41 Ценные бумаги и их содержание. Содержание учебного материала Ценные бумаги как элемент новых отношений собственности, новых способов вложения капитала. Виды ценных бумаг. Классификация ценных бумаг. Акции: условия выпуска, виды, правила выплаты дивидендов. Виды облигаций, их выпуск, доходы от облигаций. Сберегательные и депозитные сертификаты. Вексель, его виды и особенности. Другие виды ценных бумаг. 42 Рынок ценных бумаг Содержание учебного материала 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 2 ЛР2, ЛР4, 14 Необходимость создания рынка ценных бумаг, его структура и функции. Профессиональная деятельность организаций на организованном рынке ценных бумаг. Брокерские и дилерские услуги. Инвестиционные компании на рынке ценных бумаг. Содержание учебного материала Решение задач их и их обоснование ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 43 ПЗ 10 Расчет курса акций, дивидендов по акциям 44 Рынок ценных бумаг Содержание учебного материала Ценные бумаги и их содержание. Самостоятельная работа 16 выполнение домашних заданий по рабочей тетради стр. 52 задание 4, 5, 6. 2 45 Контрольная работа 2 Раздел 8 Валютная система 46 Валютная система Российской Федерации 47 Международные кредитные отношения 48 Валютная система РФ Содержание учебного материала Валюта и валютная система: понятия. Курс рубля, виды и назначения. Понятие валютных ценностей и их состав. Валютные операции и их классификация. Валютное регулирование и порядок его осуществления. Валютный контроль. Содержание учебного материала Самостоятельная работа 17 Международные валюто- финансовые и кредитные отношения. Валютофинансовые механизм внешнеэкономических отношений. Девальвация: понятие, условия проведения. Ревальвация, ее понятие и проведение. Проблемы внешней задолженности в России Написать конспект Содержание учебного материала Самостоятельная работа 18 2 2 2 2 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 15 выполнение домашних заданий по рабочей тетради стр.48 задание 1-4. 49 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 Дифференцированный зачет 2 Максимальная нагрузка Всего часов по учебному плану Практические занятия 98 62 20 ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 13-ЛР 16 16 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета 309 «Экономика отрасли и менеджмента» Оборудование учебного кабинета – калькуляторы Технические средства обучения32 Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: О.Е.Янин. Финансы, денежное обращение и кредит.-М.:Академия,2010. В.П.Климович. Финансы, денежное обращение и кредит.-М.:Форум, Инфра-М,2008. Ю.А.Корчагин, И.П.Маличенко. Финансы, денежное обращение и кредит.-Ростов-наДону: Феникс,2008. Бюджетная система России. Под ред. Г.Б. Поляка .-М.: ЮНИТИ, 2009. Дополнительные источники: М.М.Куппцов Финансы, денежное обращение, кредит и налоговая система.-М:РИОР.2011. В.И.Фролов. Финансы. Денежное обращение.Кредит. –М.:Дашков и Ко,2009. Финансы: учебник, 2-е изд.,перераб. и доп. Под ред. В.А.Слепова, С.И.Лушина. М.: Экономистъ,2003 Финансы, женежное обращение и кредит: учебник: краткий курс под ред.проф. Н.Ф.Самсонова. М.: ИНФРА-М, 2004 Деньги, кредит,банки:учебник под ред.проф. О.И.Лаврушина. 4-е изд. М.: КНОРУС,2006 Журналы: «Финансы». «Финансы и кредит», «Налоговый вестник». 17 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; -участвовать в анализе показателей, связанных с денежным обращением; участвовать в анализе структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета; составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. Знать: -сущность финансов, их функции и роль в экономике; -принципы финансовой политики и финансового контроля; -законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; -основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ; -структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций; -цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; -структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; -виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; -характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; -кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики; -особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы. ОК 3 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 5 Осуществлять поиск анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ПК 2.2 Определять кадастровую стоимость земли ПК 4.1 Осуществлять сбор и обработку необходимой и достоверной информации об объекте оценки и аналогичных объектах ПК 4.2 Проводить расчеты по оценке объекта на основе применяемых подходов и методов оценки ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, Формы и методы контроля и оценки результатов обучения практические занятия, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий, тестирование, оценка деятельности на практических занятиях, зачет 18 демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры ЛР 13 Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ЛР 15 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации ЛР 16 Соблюдать дисциплину труда 19 КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08 Финансы, денежное обращение и кредит специальность 21.02.05 Земельно – имущественные отношения курс, группа 3, 31ЗИО СОДЕРЖАНИЕ 4.1 Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств 19 20 4.1.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 19 4.1.2 Формы промежуточной аттестации 21 4.1.3 Описание процедуры зачета 21 4.1.4 Критерии оценки на зачета 22 4.2 Комплект «Промежуточная аттестация» 4.2.1 Вопросы для зачета 4.1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 23 23 21 4.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Комплект контрольно-оценочных средств, предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП 08 «Финансы, денежное обращение и кредит». Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания. Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц Результаты освоения (объекты оценивания) Основные показатели оценки результата и их критерии Тип задания; № задания У 1 оперировать кредитно – финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка У 2 участвовать в анализе показателей, связанных с денежным обращением оперировать кредитно – финансовыми понятиями и категориями, правильно ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка Практическое занятие № 7 правильность проведения анализа показателей, связанных с денежным обращением Практическое занятие №5,6 У 3 участвовать в анализе структуры государственного бюджета источников финансирования дефицита бюджета У 4 составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени правильность проведения анализа структуры государственного бюджета и источников финансирования дефицита бюджета Практическое занятие №1,2,3,4 правильность составления сравнительной характеристики различных ценных бумаг по степени доходности и риска Практическое занятие №10 Форма аттестации (в соответствии с учебным планом) Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет 22 доходности и риска З 1 Сущность финансов, их функции и роль в экономике; полнота сущности финансов их функций и роль в экономике Теоретическое занятие №3 З 2. Принципы финансовой политики и финансового контроля; полнота принципов финансовой политики и финансового контроля; Теоретическое занятие №4 З 3. Закон денежного обращения; сущность, виды и функции денег; Теоретическое занятие № 1,2 З 4 Основные типы и элементы денежных систем; виды денежных реформ; правильность толкования закона денежного обращения; полнота знаний сущности, видов и функций денег; полнота типов и элементов денежных систем; полнота видов денежных реформ; З 5. Структуру кредитной и банковской системы; функции банков и классификацию банковских операций; З 6 Цели, типы и инструменты денежнокредитной политики; полнота структуры кредитной и банковской системы; полнота функций банков и классификации банковских операций; полнота целей, типов и инструментов денежнокредитной политики; Теоретическое занятие №19,20, З 7. Структуру финансовой системы; принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; З 8 Виды и классификации ценных бумаг; особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг З 9 Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; полнота структуры Теоретическое финансовой системы; занятие принципы №5,6,7,8,9,10,15,16,, функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; полнота видов и Теоретическое классификации ценных занятие №2627 бумаг; особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг полнота характера Теоретическое деятельности и функции занятие № профессиональных участников рынка ценных бумаг; Теоретическое занятие №1,2 Теоретическое занятие №22 Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет Текущий контроль Контрольная работа зачет Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет 23 З 10 кредит и кредитная система в условиях рыночной экономики; полнота кредитной условиях экономики; кредита и системы в рыночной З 11 Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы. полнота особенностей и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы. Теоретическое занятие №19,20,21 Теоретическое занятие №29,30 Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет Текущий контроль Контрольная работа Диф зачет Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы оценки. 4.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации № семестра 6 Формы промежуточной аттестации Форма проведения Дифференцированный зачет Письменный зачет по билетам 4.1.3 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЗАЧЕТА Процедура зачета устанавливает уровень сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний по материалу, изучаемому в семестре. - - В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; участвовать в анализе показателей, связанных с денежным обращением; участвовать в анализе структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета; составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: сущность финансов, их функции и роль в экономике; принципы финансовой политики и финансового контроля; закон денежного обращения, сущность, виды и функции денег; основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ; структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций ; 24 - цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; - структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; - виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; - характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; - кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики; - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы. Количество заданий для студента: два – теоретических вопроса. Время выполнения каждого задания и максимальное время на зачете: Задание № 1- 15 мин./час. Задание № 2- 15 мин. Всего на зачет 30 мин./час. Условия выполнения заданий Помещение: учебная аудитория. Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности. Оборудование: калькулятор для выполнения расчетов. 4.1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ЗАЧЕТЕ Таблица 4 – Критерии оценки на зачете Оценка Отлично Показатели оценки Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, обосновывает свои суждения и даёт правильные ответы на вопросы преподавателя Хорошо Обучающийся умеет увязывать теорию с практикой (решает задачи и формулирует выводы, умеет пояснить полученные результаты), владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, но содержание ответов имеют некоторые неточности и требуют уточнения и комментария со стороны преподавателя Удовлетворительно Обучающийся знает и понимает материал по заданной теме, но изложение неполное, непоследовательное, допускаются неточности в определении понятий, студент не может обосновать свои ответы на уточняющие вопросы преподавателя Неудовлетворительно Обучающийся допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Делает ошибки в ответах на уточняющие вопросы преподавателя 25 4.2. КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ» Вопросы для дифференцированного зачета 1. В чем заключается экономическая сущность финансов? 2. Какова роль финансов в воспроизводственном процессе? 3. В чем состоит сущность распределительной функции финансов? 4. В чем проявляется контрольная функция финансов? 5. Какие сферы и звенья включаются в финансовую систему Российской Федерации? 6. Что является основой финансовой системы Российской Федерации? 7. Какие государственные финансовые органы относятся к финансовой системе? Какие задачи они решают? 8. Что такое государственный бюджет? Каковы его функции? 9. Что такое бюджетная система? 10. Каковы принципы бюджетной системы? 11. Что означает казначейское исполнение бюджета? 12. В чем смысл реформирования межбюджетных отношений? 13. В чем состоит экономический смысл страхования фондов? 14. Как классифицируется страхование? 15. Какие функции выполняет страхование? 16. В каких формах осуществляется страхование? 17. Каков порядок и условия страховых выплат?