Рабочая программа учебного предмета «Основы экономической теории» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413), федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 486 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 N 32885) с учетом рабочей программы воспитания по специальности «Земельно-имущественные отношения» Разработчик: Валиева Ольга Валерьяновна, преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 6 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономической теории 3 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.05 Земельно – имущественные отношения (базовая подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия. Программа учебной дисциплины используется в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: − оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; − использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; − строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; − анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики; − распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; − разбираться в основных принципах ценообразования; − выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: − генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; − ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль 4 экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности; − рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов; − роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов; − задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежнокредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; − закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик. 1.4. Результаты освоения УД: ОК 1 ОК 3 ПК 4.1 ПК4.2 ЛР7 ЛР9 ЛР10 ЛР13 ЛР14 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичным объектам. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия контрольные работы Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме экзамена Объем часов 90 60 48 10 2 30 6 Содержание учебной дисциплины «Основы экономической теории» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объе м часов 1 2 1. Введение Содержание учебного материала: Роль дисциплины «Основы экономической теории» в процессе обучения по специальности. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия различных форм собственности. Коды ЛР, МПР, ПР формирова нию которых способству ет элемент программ ы 3 2 4 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК Раздел 1. Экономическая теория как наука. Общие экономические понятия 2. Предмет, метод и функции экономической теории. (урок) Содержание учебного материала: Понятие о предмете и методологии экономической науки. Понятие о функциях экономической теории. 2 3. Предмет, структура, методология и функции экономической теории. (самостоятельно 1) 4. История развития экономической теории, школы и направления. (урок) Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М,: ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (6 - 13) 2 Содержание учебного материала: Исторические этапы развития экономической теории. Основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической 2 7 5. История развития экономической теории. (самостоятельно2) 6. Альтернативная стоимость и базовые экономические понятия. (урок) школы. Отличительные особенности экономического учения К.Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского. Подготовить доклады, презентации по направлениям развития экономической теории как науки, с использованием учебника: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (13 - 28), интернет-ресурс. Содержание учебного материала: Понятие альтернативной стоимости. Издержки упущенных возможностей. Проблема оптимального выбора. Кривая производственных возможностей. Использование экономического потенциала. Понятие «потребности». Первичные и вторичные потребности. Производственные потребности, предметы потребления, коллективные потребности. Благо, как средство удовлетворения потребностей. Свободные и экономические блага. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности и технический прогресс и информация. Три основных вопроса экономической теории: производить Что? Как? Для кого? 1, ПК 4.1 2 2 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 7. Производство и экономика Содержание учебного материала: Общественное производство: производительные силы и производственные отношения. Производство – процесс создания полезного продукта. Воспроизводство как экономическая категория. Закон возрастания потребностей. Эффективность экономики как экономическая категория. 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 8. Производство и экономика (самостоятельно 3) Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (28 - 45) 2 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, 8 9. Экономический кругооборот Содержание учебного материала: Экономический кругооборот. Производство – обмен – распределение – потребление. Кругооборот спроса и предложения. Роль государства в кругообороте. Составить конспект. Чепурин М.Н. «КЭТ» с.303 - 305 2 Содержание учебного материала: 2 12. Собственность как основа Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая производственных отношений. теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (80 - 94) (самостоятельно 5) 2 13. Экономические системы. Характеристика рынков 2 10. Роль государства в экономическом кругообороте. (самостоятельно 4) 11.Товарное производство. Формы стоимости Содержание учебного материала: Экономическая среда: естественная и социальная. Основные ступени развития экономических систем: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Техническая революция как критерий периодизации хозяйственного процесса. Аграрная революция. Промышленный переворот. Научно-техническая революция. Понятие экономической системы. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная экономика эпохи свободной конкуренции, командная система, смешанная экономическая система. Переходный период и рыночные реформы в России. Экономическая свобода как 2 ОК 3, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 9 14. Товарное производство. Формы стоимости. (самостоятельно 6) возможность индивидуума в реализации своих интересов. Понятие собственности и отношений собственности. Основные формы собственности: частная, коллективная, общественная. Частная собственность – основа рыночной экономики. Понятие о рынке как специфической форме взаимосвязи между обособленными производителями в рамках разделения труда. Рынки по охвату: локальные, национальные, международные. По объектам куплипродажи: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов и финансовый рынок. Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (45 - 55) 2 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 2 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 Раздел 2. Микроэкономика 15. Спрос и предложение, понятие эластичности. 16. Сущность рынка и его основные элементы. (самостоятельно 7) Содержание учебного материала: Спрос. Кривая спроса. Функция спроса. Предложение. Кривая предложения. Функция предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие и рыночная цена. Излишек и дефицит. Понятие эластичности. Спрос эластичный и неэластичный. Эластичность спроса относительно цены. Детерминанты эластичности спроса. Эффект Гиффена. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу. Первый закон Энгеля. Эластичность предложения. Практическое применение эластичности. Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (94 - 103) 10 17. ПЗ 1. Эластичность спроса Содержание учебного материала: и предложения. - Механизмы взаимодействия различных факторов, влияющих на спрос и предложение; спрос и предложение на рынках товаров и услуг. 2 18. Поведение потребителя 2 19. Теория поведение потребителя. (самостоятельно 8) 20. ПЗ 2. Производство, издержки и прибыль. Содержание учебного материала: Полезность. Правило максимизации полезности. Закон убывающей предельной полезности. Принципы равенства предельной полезности и предельных затрат. Бюджетное ограничение. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия. Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (123 - 132) − Содержание учебного материала: − Основные принципы ценообразования; предприятия. 2 2 прибыль и издержки 21. Поведение производителя. Издержки производства. (самостоятельно 9) Составить кроссворд с использованием основных понятий издержек. Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (132 - 152) 2 22. ПЗ 3. Монополия и конкуренция Содержание учебного материала: Модели монополии; зависимость конкуренции в той или иной ситуации на рынке. 2 23. Конкуренция и основные виды рыночных структур. (самостоятельно 10) Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (152 - 170) 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 3, ПК 4.2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 3, ПК 4.2 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 3, ПК 4.2 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 11 24. Спрос и предложение Содержание учебного материала: экономических ресурсов. Труд Специфика спроса на факторы производства. Производный спрос, как фактор производства. производственная функция. Предельный продукт, предельная выручка. Цены, спрос и предложение ресурсов. Эластичность спроса на ресурсы. Своеобразие рынка труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата. Потребительская корзина. Минимальный размер оплаты труда. 25. Земельная рента Содержание учебного материала: Особенности рынка земли. Земельная рента. Формы земельной ренты: дифференциальная рента, абсолютная рента, монопольная рента. Цена земли. 26. Капитал Содержание учебного материала: Капитал, сущность и виды. Ссудный процент. Определение ставки ссудного процента. Номинальная и реальная процентная ставка. Дисконтирование и инвестирование. 27. Вещественные факторы Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая производства. теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (183 - 199) (самостоятельно 11) 2 28. Проблемы распределения доходов, социальной помощи и бедности. 2 29. Государство в рыночной экономике Содержание учебного материала: Виды и принципы распределения в рыночной экономике. Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Границы и формы участия государства в перераспределении доходов. Средства и механизм социальной защиты. Уровень жизни. Показатели, характеризующие уровень жизни. Индекс человеческого развития (ИЧР). Потребительская корзина. Минимальный размер оплаты труда. Содержание учебного материала: Экономические функции государства. Спрос на общественные блага и 2 2 2 2 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, 12 их предложение через политические институты. Формы и границы государственного вмешательства в экономику. Приватизация и государственный сектор. Антимонопольная политика государства. 30. Контрольная работа по разделу 2 «Микроэкономика» ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 3, ПК 4.2 2 Раздел 3. Макроэкономика 31. Макроэкономическая нестабильность Содержание учебного материала: Цикличность развития как экономическая закономерность. Экономические циклы. Стадии цикла и их характеристики. Безработица: определение, формы. Измерение безработицы. Естественный уровень безработицы. Экономические и социальные издержки безработицы. Регулирование рынка труда. Инфляция: сущность и причины. Виды инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. Общественные издержки инфляции. 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 32. ПЗ 4. Национальная экономика и измерение результатов экономической деятельности Содержание учебного материала: Валовой национальный продукт: по доходам, по расходам, по добавочной стоимости. 2 33. Система национальных счетов и ее основные показатели. (самостоятельно 12) Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (199 - 215) 2 34. Совокупный спрос и Содержание учебного материала: 2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10, ОК 3, ПК 4.2 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 ЛР 7, 13 совокупное предложение Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса и факторы, его определяющие. Понятие совокупного предложения. Кейнсианский, промежуточный и классический отрезки кривой совокупного предложения. Модель AD – AS. 35. Совокупный спрос и совокупное предложение. (самостоятельно 13) Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (215 - 222) 2 36. Потребление, сбережения, инвестиции Содержание учебного материала: Понятия потоков и запасов. Предельная склонность к потреблению. Сбережения и предельная склонность к сбережению. Инвестиции и факторы, воздействующие на их величину. 2 37. Макроэкономическое равновесие. (самостоятельно 14) Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (222 - 238) 2 38. Бюджетно-налоговая политика и финансовая система. Содержание учебного материала: Государственный бюджет, функции, составные части (доход, расход). Бюджетный дефицит. Финансы, функции финансов. Финансовая система. Налоги. Формы налоговых ставок. 2 39. ПЗ 5. Налоговая и Содержание учебного материала: 2 ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 7, 14 финансовая система. -Виды и формы налогов; финансовая система государства. 40. Спрос и предложение денег. Содержание учебного материала: Деньги как результат развития производительных сил и производственных отношений. Функции денег. Денежные агрегаты. Спрос на деньги. Формула Фишера. Банки, их функции. 2 41. Кредитно-денежная политика Содержание учебного материала: Цели кредитно-денежной политики, её инструменты. Операции на открытом рынке. Политика учётной ставки. Изменение нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешёвых» денег. 2 42 Экономический рост Содержание учебного материала: Понятие экономического роста. Типы и темпы экономического роста. Перспективы экономического роста. 2 43. Основные направления экономической реформы в России. (самостоятельно 15) Сделать конспект, используя учебник: Слагода В.Г. Экономическая теория. 6 –е изд., - М, : ФОРУМ: ИНФРА – М 2013. (323 - 336) 2 44. Международная торговля Содержание учебного материала: 2 ЛР 9, ЛР 10, ОК 3, ПК 4.2 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 9, ЛР 7, ЛР 14, ОК 3, ПК 4.1 ЛР 7, 15 Причины возникновения международной торговли. Экспорт и импорт товаров. Внешняя политика: свободная торговля и протекционизм. Тарифные и нетарифные барьеры. Экономическая интеграция 45. Валютный курс. Система валютных курсов Содержание учебного материала: Валюта. Формирование мировой валютной системы: золотой стандарт, Бреттон-Вудская система, система плавающих курсов. Современные системы валютных курсов: фиксированные, свободно плавающие. Управляемые плавающие валютные курсы. Валютная политика. 2 Всего ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ОК 1, ПК 4.1 90 Аудиторных 60 Теоретических, в том числе контрольная работа 50 практических 10 16 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий «Основы экономической теории». Технические средства обучения: - мультимедиапроектор. Список используемой литературы. 1. Слагода В.Г. Экономическая теория.- 6-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФА,2013. – 368с. 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2008. 3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС, 2006. 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения ОК 1 ОК 3 ПК 4.1 ПК 4.2 ЛР 7 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 13 ЛР 14 Критерии оценки Методы оценки - понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - организовывает свою собственную деятельность, определяет методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - осуществляет сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичным объектам. - производит расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки. - осознает приоритетную ценность личности человека; - уважает собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. - соблюдает и пропагандирует правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; - сохраняет психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях - заботится о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой - демонстрирует готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности - проявляет сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Наблюдение, опрос Наблюдение, самостоятельная работа, практическая работа Наблюдение, самостоятельная работа Наблюдение, практическая работа Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 18 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ» Специальность 21.02.05 Земельно-имущественные отношения Курс 2 группы 21, 22 ЗИО Форма обучения: очная Красноуфимск 2022 19 Контрольно-измерительные материалы рассмотрены методической цикловой комиссией экономических дисциплин Контрольно-измерительные материалы разработаны на основе рабочей программы, и в соответствии с требованиями ФГОС СОО по специальности Председатель методической цикловой 21.02.05Земельно-имущественные комиссии отношения ________________А.В. Попова Протокол № _____ от «___»_____________2022_г. УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УР ________________ Приемщиков А.Е. «____» ____________ 2022 г. Разработчик: Валиева Ольга Валерьяновна преподаватель, ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» 20 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 2. Формы контроля и оценки освоения учебной дисциплины по темам 3. (разделам) Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации 11 4 5 21 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 1.1. Область применения контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) КИМ учебной дисциплины по специальности 21.02.05 земельно-имущественные отношения является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СОО и входит в группу специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия. КИМ предназначены для оценки достижений запланированных результатов по учебной дисциплине в процессе текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы учебной дисциплины «Основы экономической теории» направлено на достижение следующих целей: ● освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; ● развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом; ● воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности; ● овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье; ● овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний; ● формирование готовности использовать приобретенные знания о ● функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования; 22 ● понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях. Освоение содержания учебной дисциплины «Основы экономической теории» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: − ЛР7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. − ЛР13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности − Л14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности • общекультурные компетенции: − ОК3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. • Профессиональные компетенции: − ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки. 1.3 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета Результаты Критерии оценки Методы оценки обучения ЛР 7 - осознает приоритетную ценность личности человека Наблюдение, устный опрос, экзамен - уважает собственную и чужую уникальность во всех формах и видах деятельности ЛР 13 - демонстрирует готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания Наблюдение, устный опрос, экзамен ЛР 14 - проявляет сознательное отношение к непрерывному образованию как Наблюдение, экзамен 23 условию успешной деятельности ОК 3 - организовывает свою собственную деятельность, определяет методы и способы выполнения задач Наблюдение, экзамен ПК 4.2 - производит расчеты на основе приемлемых подходов и методов Наблюдение, экзамен ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) 2. Элемент учебной дисциплин ы Формы и методы контроля Текущий контроль Форма контрол я Осваиваемы е результаты Рубежный контроль (Контроль по разделу) Форма контрол я Осваиваемы е результаты Промежуточная аттестация Форма контроля Осваиваемые результаты Экзамен ЛР7,ЛР13,ЛР1 4, ОК 3, ПК 4.2 3. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Экзамен Форма проведения: (письменная: тест, задания на расчеты, выполнение чертежей) Условия выполнения Время выполнения задания: 1 час 24 На выполнение экзамена по учебному предмету «Основы экономической теории» дается 1 час. Работа состоит из трех блоков, включающих 17 заданий. Блок 1 включает 13 заданий. К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. Блок 2 содержит три теоретических вопроса на которые студент должен самостоятельно сформулировать ответ. Блок 3 содержит практическое задание. № вопроса КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАЯ ЭКЗАМЕНА Количество баллов за Критерии ответ 1-13 Из предложенных вариантов выбрать один правильный 1 бал 14-16 Правильный ответ на теоретические вопросы, по баллу за каждый 3 балла 17 Правильно выполнено практическое задание 2 балла Обьем выполненной работы 90-100% 70-89% 59-69% Менее 59% Количество баллов Оценка 18 – 17 16 – 15 14 -13 Менее 12 5 4 3 2 25 ЭКЗАМЕН Вариант № 1 Блок 1 Выберите один верный ответ. 1. Величина реальной зарплаты зависит от... 1) уровня потребительских цен; 2) отдачи капитала; 3) величины расходов семьи; 4) отдачи труда. 2. Ценой труда является... 1) заработная плата; 2) прибыль; 3) процент; 4) рента. 3. Экономическое плодородие почвы (дифференциальная рента П) зависит от... 1) дополнительных вложений труда и капитала; 2) природно-климатических условий; 3) местоположения земельного участка; 4) фактора времени. 4. Ценовая дискриминация - это: 1) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям; 2) различия в оплате труда по национальности или по полу; 3) повышение цены на товар более высокого качества; 4) установление более высоких цен на потребительские товары. 5. Кривая производственных возможностей иллюстрирует: 1) влияние дефицита и альтернативных издержек на общество; 2) преимущества производства одного товара вместо другого; 3) изменение в цене различных продуктов; 4) альтернативные издержки производства одного и другого товара. 6.Что из перечисленного можно отнести к факторам производства: 1) естественные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные ресурсы); 2) физические и умственные способности человека, затрачиваемые при 26 производстве товаров и услуг; 3) оборудование, станки, машины, сырье; 4) способность людей принимать рациональные решения, уметь рисковать; 5) способы производства товаров и услуг (технология); 6) экологический фактор; 7) все предыдущие ответы верны; 8) верны ответы 1), 2), 3), 4). 7. Какие черты характерны для административно-командной системы: 1) конкуренция производителей; 2) дефицит потребительских товаров; 3) частная собственность на землю; 4) планирование национальной экономики; 5) верны ответы 2), 4); 6) верен ответ4). 8. Натуральное хозяйство - это такая форма организации экономики, при которой: 1) продукты труда производятся для обмена на рынке; 2) существует замкнутость производителей; 3) продукты производятся для внутрихозяйственного потребления; 4) связь между производством и потреблением прямая, ничем не опосредованная; 5) присутствует специализация производителей на производстве какого-либо продукта; 6) все ответы верны; 7) верны ответы 2,3,4; 8) верны 1,2,3. 9. В переводе с древнегреческого термин экономика означает, 1) производство; 2) законы хозяйства; 3) рынок; 4) торговля. 10. Макроэкономика изучает; 1) ценообразование отдельных товаров и услуг; 2) денежную систему; 3) модели экономической политики; 4) цикличность развития экономики. 11. Абсолютная ограниченность ресурсов обусловлена: 1. неограниченностью потребностей; 27 2. исчерпаемостью ресурсов; 3. невоспроизводимостью ресурсов; 4. ограничением потребностей. 12. Ситуация на рынке, возникающая в случае, когда небольшое число продавцов могут контролировать рынок, называется....... 1) демпингом; 2) олигополией; 3) конкуренцией; 4) холдингом. 13. Признаваемое обществом и охраняемое законом право гражданина, фирмы или государства владеть, пользоваться и распоряжаться каким — либо имуществом или экономическим ресурсом, называется..... 1. стагфляцией; 2. рентой; 3. специализацией; 4. собственностью. Блок 2 Дополнить утверждение: 14. Прибыль — это....... 15. Экономика — это....... 16. Заработная плата —это..... Блок 3 Выполнить практическое задание: 17. Определить выручку от продажи молока при каждом значении цены, данные занести в таблицу. Нарисовать графики. цена за 1 литр, руб объем спроса, тыс руб 2,10 10 1,80 20 1,50 30 1,20 40 0,9 50 0,6 60 выручка, тыс руб Коэффициент ценовой эластичности спроса 28 0,3 70 ЭКЗАМЕН Вариант № 2 Блок 1 Выберите один верный ответ. 1. Стоимость рабочей силы определяется стоимостью... 1) средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей силы; 2) произведенной работником продукции; 3) используемых работником средств производства; 4) труда. 2. Естественное плодородие почвы зависит от... 1) природно-климатических условий; 2) дополнительных вложений труда и капитала: 3) дифференциальной ренты; 4) фактора времени. 3. Рабочая сила — это... 1) совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует в производстве; 2) работник, обладающий профессией; 3) человек в трудоспособном возрасте; 4) экономически активное население. 4. Отличие земли от других факторов производства заключается в том, что она: 1) количественно ограниченна; 2)воспроизводима; 3) неперемещаема; 4) все ответы верны. 5. Заработная плата бывает нескольких форм (возможно несколько вариантов ответа): 1. справедливая; 2. равновесная; 3. повременная; 4. сдельная; 29 6. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет «Экономика»? 1) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека: 2) это наука о мотивгпии поведения человека: 3) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ; 4) это наука о натуральном богатстве; 5) это наука об использовании людьми ограниченных производственных ресурсов для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления. 7. Общий уровень цен и безработицы в национальной экономике изучается в курсе: 1) микроэкономики; 2) макроэкономики; 3) менеджмента; 4) международных финансов. 8. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относится потребность в: 1) самоутверждении; 2) саморазвитии; 3) самосохранении; 4) самоуважении. 9. Ограниченность ресурсов означает, что: 1) в обществе они имеются в таком количестве, которое недостаточно для производства необходимых товаров и услуГ; 2) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей; 3) ресурсов хватает только на производство предметов потребления; 4) все ответы верны. 10. Амортизация — перенесение в денежной форме на продукцию стоимости: 1) основного капитала по мере износа; 2) предметов труда; 3) оборотного капитала; 4) переменного капитала. 11. С экономической точки зрения собственность- это: 1) отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ и услуг, 2) обладание человеком материальными благами и услугами; 30 3) юридически принадлежащие закреплённое право владеть и использовать 12. Система организации производства и распределения товаров, основанная на частной собственности, - это экономика. 1) командно — административная; 2) рыночная; 3) смешанная; 4) традиционная. 13. Превышение общей выручки от продажи над всеми расходами на её производство, называют.... 1. процентом; 2. зарплатой; 3. рентой 4. прибылью Блок 2 Дополнить утверждение: 14. конкуренция – это……. 15. Монополия – это…….. 16. Собственность - это……. Блок 3 Выполнить практическое задание: 17. Постройте кривые спроса и предложения и определите равновесную цену. цена единиц, Q количество единиц, Р 10 20 30 40 50 60 70 объем спроса, тыс т 32 28 24 20 16 12 8 обьем предложени я, тыс т 4 7 10 13 16 19 22 31 Ответы № вопроса 1 вариант 2 вариант 1 1 4 2 1 1 3 1 1 4 1 1 5 2 3,4 6 8 5 7 5 2 8 8 3 9 2 2 10 1 1 11 2 1 12 2 2 13 4 4 14 Прибыль – это получаемая разница между доходами, которые были выручены в результате продажи продукции, и финансовыми расходами. Конкуренция – это соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды. 15 Экономика – это хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции 16 Заработная плата – это вознаграждение или денежная компенсация за труд в зависимости от квалификации работника, Собственность – это исторически сложившиеся отношения между людьми по поводу присвоения и 32 сложности, количества, качества и условий работы. отчуждения ресурсов, средств производства, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей. цена за 1 литр, руб объем спроса, тыс руб выручка, тыс руб Коэффициент ценовой эластичности спроса 2,10 10 21 7,0 1,80 20 36 -3 1,50 30 45 -2 1,20 40 48 -1 0,9 50 45 - 0,6 0,6 60 36 - 0,3 0,30 70 21 - 33