Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с
примерной
программой,
разработанной
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация
с/х»
(углубленная
подготовка),
утвержденного
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18.04.2014 №349, с учетом
рабочей программы воспитания по специальности «Электрификация и
автоматизация с/х»
Разработчик:
преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный
колледж» Приемщиков А.Е.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Паспорт программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Тематический план и содержание учебной дисциплины
4. Условия реализации программы
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
6.Контрольно – измерительные материалы
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
«Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: относится к общепрофессиональным
дисциплинам, входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
характеристики организаций различных организационно-правовых
форм;
порядок и способы организации продаж товаров и оказания услуг;
требования к бизнес-планам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять конкурентные преимущества организации;
вносить предложения по усовершенствованию товаров и оказания услуг;
составлять бизнес – план организации малого бизнеса.
1.4.
Количество часов на освоение программы:
Максимальная учебная нагрузка – 48 часа, обязательная аудиторная учебная
нагрузка – 32 часов, на самостоятельную работу обучающемуся отводится 16
часов, практические работы – 12 часов.
1.5.
Уровень освоения.
Требования к результатам освоения
основной профессиональной образовательной программы.
В процессе изучения дисциплины, а также на основании результатов итоговой
аттестации оценивается уровень сформированности той или иной компетенции.
Формируемые компетенции.
ПК 4.1. Планировать основные показатели электрического хозяйства
сельскохозяйственных
потребителей
и
автоматизированных
систем
сельскохозяйственной техники
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителей.
ПК 4.3. Организация работы трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и
оказания услуг исполнителем.
ПК 4.5. Изучать рынок и конъюнктуру продукции и услуг в области
профессиональной деятельности.
ПК 4.6. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов
производства продукции и оказания услуг в области профессиональной
деятельности
ПК 4.7. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.ОК 6. Работать в
коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать
и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объѐм часов
51 Э
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
(всего)
В том числе:
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося
В том числе, домашние работы: подготовка
рефератов, презентаций, сообщений.
Итоговая аттестация
48
32
12
1
16
16
Диф. зачѐт
Итого 48 часов, из которых 32 ч– аудиторная учебная нагрузка, 16 ч
самостоятельная работа обучающихся, практические – 12 часов.
3. Тематический план и содержание учебной дисциплины для группы 51Э.
Наименование разделов и тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа
2
Предпринимательство в
России. Экономические,
социальные и правовые
аспекты
предпринимательской
деятельности.
1. Тема 1.1. Общие сведения о
предпринимательстве.
2.Тема 1.2. Виды
предпринимательства.
3.Тема 1.3. Значение, задачи и
развитие малого
предпринимательства в России.
Объѐм
часов
3
Уровень
освоения
4
18 ч
Содержание учебного материала.
1. История возникновения и сущность предпринимательства в
России.
2. Формы собственности в России. Право собственности как основа
предпринимательства.
3. Экономические,
социальные
и
правовые
условия
предпринимательской деятельности в России.
Содержание учебного материала.
1.Производственное предпринимательство.
2.Коммерческо – торговое предпринимательство.
3.Финансово-кредитное предпринимательство.
4.Посредническое предпринимательство.
Самостоятельная работа: 1.Изучение вопроса: значение, задачи и
развитие малого предпринимательства в России. 2. Придумать
виртуальную предпринимательскую деятельность в форме ИП.
2
1
2
2
2
3
4.Тема 1.4. Организационноправовые формы
предпринимательства и
предприятий.
Содержание учебного материала.
1.Понятие и признаки юридического лица.
2.Создание юридического лица. Учредительные документы.
3.Реорганизация и ликвидация юридических лиц.
5.Тема 1.5. Классификация и
особенности частных и
коммерческих предприятий и
организаций.
Самостоятельная работа: Составление конспекта: «Классификация и
особенности частных и коммерческих предприятий и организаций».
2
6.Тема 1.6. Нормативноправовые основы
предпринимательства.
Содержание учебного материала.
2
1
7.Тема 1.7. Нормативноправовые основы
предпринимательства.
Практическая работа №1. Работа с законодательными и нормативными
документами, регулирующими предпринимательскую деятельность.
2
3
8.Тема 1.8. Правоспособность
юридических лиц по
заключению сделок.
Самостоятельная работа: Изучение вопроса: Правоспособность
юридических лиц по заключению сделок.
2
Практическая работа №2. Решение задач по теме.
2
9.Тема 1.9. Санкции,
применяемые к предприятиям,
нарушающим налоговое
законодательство.
2
2
3
1. Правовая характеристика российского предпринимательства.
2. Понятие и структура правовой основы предпринимательства.
3. Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности.
3
3
Раздел 2. Правовое
регулирование создания и
деятельности предприятий
различных форм
хозяйствования.
30 ч
10.Тема 2.1. Создание
предприятий.
Содержание учебного материала.
1. Правовые аспекты создания предприятий.
2. Порядок получения кредита.
3. Документальное получение кредита.
2
1
11.Тема 2.2. Регистрация
предприятий.
Содержание учебного материала.
1.Документы, необходимые для регистрации.
2. Порядок регистрации предприятий.
2
2
12.Тема 2.3. Документы для
создания предприятия.
Самостоятельная работа: Изучение необходимых документов для
создания предприятия.
2
13.Тема 2.4. Создание и
регистрация предприятий.
Практическая работа № 3. Анализ конкретных ситуаций.
2
3
14.Тема 2.5. Создание и
регистрация предприятий.
Практическая работа № 4. Составление сопроводительного письма к
заявке на получение кредита для создания предприятии.
2
3
15.Тема 2.6. Коммерческая
деятельность предприятия, еѐ
правовое регулирование.
Содержание учебного материала.
1.Планирование деятельности предприятия.
2.Сущность и значение бизнес плана.
3.Структура и содержание бизнес – плана.
2
2
3
16.Тема 2.7. Порядок и
способы организации услуг в
сфере электрификации и
автоматизации.
Практическая работа №5. Составление бизнес плана предприятия
малого бизнеса.
3
2
Содержание учебного материала.
1.Понятие банкротства.
2. Ликвидация предприятия.
2
1
18.Тема 2.9. Виды услуг в
сфере электрификации и
автоматизации.
Самостоятельная работа: Изучение вопроса: Виды услуг в сфере
электрификации и автоматизации.
2
3
19.Тема 2.8. Реорганизация
коммерческой организации.
Практическая работа №6. Анализ конкретных ситуаций
обоснованию и проведению реорганизации предприятия.
2
3
20.Тема 2.9. Конкуренция и
конкурентоспособность.
Самостоятельная работа: Подготовка докладов по теме.
2
3
21.Тема 2.10. Сущность
конкуренции и
предпринимательского риска.
22.Тема 2.11.
Конкурентоспособность
предприятия.
Содержание учебного материала.
«конкурентоспособность».
2.Формы и методы конкуренции.
и
2
2
Самостоятельная
работа:
Оценка
конкурентоспособности
предприятия на основе анализа его деятельности.
2
17.Тема 2.8. Прекращение
предпринимательской
деятельности.
1.Понятие
«Конкуренция»
по
3
3
23.Тема 2.12.
Конкурентоспособность
предприятия.
Самостоятельная работа: Оценка конкурентоспособности предприятия
на основе анализа его деятельности.
2
24.Тема 2.13. Итоговое занятие. Содержание учебного материала
дифференцированного зачѐта.
Задание
для
проведения
1
Итого:
48 часов
Аудиторных
32 часа
Практических работ
3
12 ч
Каждый урок предполагает проявление самостоятельности и активности студентов, что отражено уровнями
освоения материала:
1 - репродуктивный уровень
2 - продуктивный уровень
3 - проявление творческой составляющей.
4. Условия реализации программы.
4.1. Требования к минимальному материально – техническому
обеспечению.
Предполагаемое оборудование: учебные столы, стулья, доска, рабочий стол
преподавателя, стул для учителя, компьютер, проектор (по возможности),
библиотека кабинета (Конституция, Гражданский кодекс, Кодекс об
административных правонарушениях, Трудовой кодекс), таблицы и схемы по темам.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Правовые акты:
Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных
правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский
кодекс РФ.
4.3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы.
Основные источники:
1.Голубева Т.М. Основы предпринимательской
деятельности: учебное
пособие/Т.М.Голубева – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 272с.
2.Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности – М.:
Академия, 2010.
3.Тузов Д.О., Аракчеев В.С. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
– М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2006.
4.Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности – Ростов
н/Д: Феникс, 2007.
Дополнительные источники
1.Гомола А.И. Гражданское право. – М.: Академия, 2010г.
5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Знать:
Характеристики
организаций
(предприятий)
различных организационно – правовых форм.
Порядок и способы организации продаж товаров
Требования к бизнес - планам
Уметь:
Определять
конкурентные
преимущества
организации (предприятии)
Вносить предложения по усовершенствованию
товаров и услуг, организации продаж
Составлять бизнес – план организации малого
бизнеса
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения.
2
Оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения
самостоятельной
внеаудиторной работы.
Тестирование.
Контрольные работы.
Дифференцированный зачѐт.