Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с примерной программой, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация с/х» (углубленная подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2014 №349, с учетом рабочей программы воспитания по специальности «Электрификация и автоматизация с/х» Разработчик: преподаватель ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» Приемщиков А.Е. СОДЕРЖАНИЕ. 1. Паспорт программы учебной дисциплины 2. Структура и содержание учебной дисциплины 3. Тематический план и содержание учебной дисциплины 4. Условия реализации программы 5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 6.Контрольно – измерительные материалы 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к общепрофессиональным дисциплинам, входит в профессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: характеристики организаций различных организационно-правовых форм; порядок и способы организации продаж товаров и оказания услуг; требования к бизнес-планам. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: определять конкурентные преимущества организации; вносить предложения по усовершенствованию товаров и оказания услуг; составлять бизнес – план организации малого бизнеса. 1.4. Количество часов на освоение программы: Максимальная учебная нагрузка – 48 часа, обязательная аудиторная учебная нагрузка – 32 часов, на самостоятельную работу обучающемуся отводится 16 часов, практические работы – 12 часов. 1.5. Уровень освоения. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. В процессе изучения дисциплины, а также на основании результатов итоговой аттестации оценивается уровень сформированности той или иной компетенции. Формируемые компетенции. ПК 4.1. Планировать основные показатели электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителей. ПК 4.3. Организация работы трудового коллектива. ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителем. ПК 4.5. Изучать рынок и конъюнктуру продукции и услуг в области профессиональной деятельности. ПК 4.6. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов производства продукции и оказания услуг в области профессиональной деятельности ПК 4.7. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объѐм часов 51 Э Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе: Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося В том числе, домашние работы: подготовка рефератов, презентаций, сообщений. Итоговая аттестация 48 32 12 1 16 16 Диф. зачѐт Итого 48 часов, из которых 32 ч– аудиторная учебная нагрузка, 16 ч самостоятельная работа обучающихся, практические – 12 часов. 3. Тематический план и содержание учебной дисциплины для группы 51Э. Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа 2 Предпринимательство в России. Экономические, социальные и правовые аспекты предпринимательской деятельности. 1. Тема 1.1. Общие сведения о предпринимательстве. 2.Тема 1.2. Виды предпринимательства. 3.Тема 1.3. Значение, задачи и развитие малого предпринимательства в России. Объѐм часов 3 Уровень освоения 4 18 ч Содержание учебного материала. 1. История возникновения и сущность предпринимательства в России. 2. Формы собственности в России. Право собственности как основа предпринимательства. 3. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской деятельности в России. Содержание учебного материала. 1.Производственное предпринимательство. 2.Коммерческо – торговое предпринимательство. 3.Финансово-кредитное предпринимательство. 4.Посредническое предпринимательство. Самостоятельная работа: 1.Изучение вопроса: значение, задачи и развитие малого предпринимательства в России. 2. Придумать виртуальную предпринимательскую деятельность в форме ИП. 2 1 2 2 2 3 4.Тема 1.4. Организационноправовые формы предпринимательства и предприятий. Содержание учебного материала. 1.Понятие и признаки юридического лица. 2.Создание юридического лица. Учредительные документы. 3.Реорганизация и ликвидация юридических лиц. 5.Тема 1.5. Классификация и особенности частных и коммерческих предприятий и организаций. Самостоятельная работа: Составление конспекта: «Классификация и особенности частных и коммерческих предприятий и организаций». 2 6.Тема 1.6. Нормативноправовые основы предпринимательства. Содержание учебного материала. 2 1 7.Тема 1.7. Нормативноправовые основы предпринимательства. Практическая работа №1. Работа с законодательными и нормативными документами, регулирующими предпринимательскую деятельность. 2 3 8.Тема 1.8. Правоспособность юридических лиц по заключению сделок. Самостоятельная работа: Изучение вопроса: Правоспособность юридических лиц по заключению сделок. 2 Практическая работа №2. Решение задач по теме. 2 9.Тема 1.9. Санкции, применяемые к предприятиям, нарушающим налоговое законодательство. 2 2 3 1. Правовая характеристика российского предпринимательства. 2. Понятие и структура правовой основы предпринимательства. 3. Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности. 3 3 Раздел 2. Правовое регулирование создания и деятельности предприятий различных форм хозяйствования. 30 ч 10.Тема 2.1. Создание предприятий. Содержание учебного материала. 1. Правовые аспекты создания предприятий. 2. Порядок получения кредита. 3. Документальное получение кредита. 2 1 11.Тема 2.2. Регистрация предприятий. Содержание учебного материала. 1.Документы, необходимые для регистрации. 2. Порядок регистрации предприятий. 2 2 12.Тема 2.3. Документы для создания предприятия. Самостоятельная работа: Изучение необходимых документов для создания предприятия. 2 13.Тема 2.4. Создание и регистрация предприятий. Практическая работа № 3. Анализ конкретных ситуаций. 2 3 14.Тема 2.5. Создание и регистрация предприятий. Практическая работа № 4. Составление сопроводительного письма к заявке на получение кредита для создания предприятии. 2 3 15.Тема 2.6. Коммерческая деятельность предприятия, еѐ правовое регулирование. Содержание учебного материала. 1.Планирование деятельности предприятия. 2.Сущность и значение бизнес плана. 3.Структура и содержание бизнес – плана. 2 2 3 16.Тема 2.7. Порядок и способы организации услуг в сфере электрификации и автоматизации. Практическая работа №5. Составление бизнес плана предприятия малого бизнеса. 3 2 Содержание учебного материала. 1.Понятие банкротства. 2. Ликвидация предприятия. 2 1 18.Тема 2.9. Виды услуг в сфере электрификации и автоматизации. Самостоятельная работа: Изучение вопроса: Виды услуг в сфере электрификации и автоматизации. 2 3 19.Тема 2.8. Реорганизация коммерческой организации. Практическая работа №6. Анализ конкретных ситуаций обоснованию и проведению реорганизации предприятия. 2 3 20.Тема 2.9. Конкуренция и конкурентоспособность. Самостоятельная работа: Подготовка докладов по теме. 2 3 21.Тема 2.10. Сущность конкуренции и предпринимательского риска. 22.Тема 2.11. Конкурентоспособность предприятия. Содержание учебного материала. «конкурентоспособность». 2.Формы и методы конкуренции. и 2 2 Самостоятельная работа: Оценка конкурентоспособности предприятия на основе анализа его деятельности. 2 17.Тема 2.8. Прекращение предпринимательской деятельности. 1.Понятие «Конкуренция» по 3 3 23.Тема 2.12. Конкурентоспособность предприятия. Самостоятельная работа: Оценка конкурентоспособности предприятия на основе анализа его деятельности. 2 24.Тема 2.13. Итоговое занятие. Содержание учебного материала дифференцированного зачѐта. Задание для проведения 1 Итого: 48 часов Аудиторных 32 часа Практических работ 3 12 ч Каждый урок предполагает проявление самостоятельности и активности студентов, что отражено уровнями освоения материала: 1 - репродуктивный уровень 2 - продуктивный уровень 3 - проявление творческой составляющей. 4. Условия реализации программы. 4.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению. Предполагаемое оборудование: учебные столы, стулья, доска, рабочий стол преподавателя, стул для учителя, компьютер, проектор (по возможности), библиотека кабинета (Конституция, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс), таблицы и схемы по темам. 4.2. Информационное обеспечение обучения. Правовые акты: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ. 4.3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы. Основные источники: 1.Голубева Т.М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие/Т.М.Голубева – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 272с. 2.Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности – М.: Академия, 2010. 3.Тузов Д.О., Аракчеев В.С. Правовое обеспечение профессиональной деятельности – М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2006. 4.Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности – Ростов н/Д: Феникс, 2007. Дополнительные источники 1.Гомола А.И. Гражданское право. – М.: Академия, 2010г. 5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Знать: Характеристики организаций (предприятий) различных организационно – правовых форм. Порядок и способы организации продаж товаров Требования к бизнес - планам Уметь: Определять конкурентные преимущества организации (предприятии) Вносить предложения по усовершенствованию товаров и услуг, организации продаж Составлять бизнес – план организации малого бизнеса Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. 2 Оценка выполнения практических работ. Оценка выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. Тестирование. Контрольные работы. Дифференцированный зачѐт.