Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» разработана на основе: – примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» для профессиональных образовательных организаций, утвержденной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования, протокол № 17 от «18» июня 2024 г. (ИРПО), – федерального профессионального государственного образования для УГПС стандарта 21.00.00 среднего и профиля профессионального образования специальностей по программе подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования (ППССЗ СПО), – с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 21.02.19 «Землеустройство» Организация разработчик: ГАПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» Разработчик: Сычев Дмитрий Сергеевич – преподаватель – организатор ОБЖ 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины». 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины . 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины . 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины. 5. Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплине «Основы безопасности и защиты Родины» 3 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.19 «Землеустройство» 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цели дисциплины Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» направлено на достижение следующих целей: формирование компетенций, обеспечивающих повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК по специальности 21.02.19 «Землеустройство» 4 Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Планируемые образовательные результаты обучения Общие Овладение универсальными учебными познавательными действиями: базовыми логическими действиями: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем базовыми исследовательскими действиями: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; 5 Дисциплинарные (предметные) ПРб 02. Знание задач и основных принципов организации единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны. ПРб 08. Сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства. знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике. В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: работой с информацией: - владение навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создание текстов в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивание достоверности, легитимности информации, ее соответствия правовым и морально-этическим нормам; - использование средств информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и 6 ПРб 06. Сформированность представлений о применении беспилотных летательных аппаратов и морских беспилотных аппаратов; понимание о возможностях применения современных достижений научнотехнического прогресса в условиях современного боя. этических норм, норм информационной безопасности; - владение навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях В части ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе Овладение универсальными регулятивными действиями: самоорганизации: - самостоятельное осуществление познавательной деятельности, выявление проблемы, постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельное составление плана решения проблем с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; самоконтроля: использование приемов рефлексии для оценки ситуации, 7 ПРб 01. Знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающие национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера. ПРб 07. Сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе в образовательных организациях, выбора верного решения; - умение оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; эмоционального интеллекта, предполагающего сформированность: – внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. В части духовно-нравственного воспитания: - сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 8 осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка. ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Овладение универсальными коммуникативными действиями: совместной деятельностью: - понимание и использование преимуществ командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению. Овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. 9 ПРб 14. Знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Осознание обучающимися российской гражданской идентичности. Целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы. В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, 10 ПРб 03. Сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. ПРб 15. Сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им; ПРб 16. Сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии, в том числе экстремизма, терроризма; овладение знаниями о роли государства в противодействии терроризму; умение различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности ОК 07. Содействовать В части экологического воспитания: сохранению окружающей - сформированность экологической культуры, понимание среды, влияния социально-экономических процессов на состояние ресурсосбережению, природной и социальной среды, осознание глобального применять знания об характера экологических проблем; изменении климата, - планирование и осуществление действий в окружающей принципы бережливого среде на основе знания целей устойчивого развития производства, эффективно человечества; действовать в активное неприятие действий, приносящих вред чрезвычайных ситуациях окружающей среде; мирного и военного - умение прогнозировать неблагоприятные экологические времени последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. 11 уровня террористической опасности, при угрозе совершения террористического акта; совершении террористического акта; проведении контртеррористической операции ПРб 05. Сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него. ПРб 09. Сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знание порядка действий в чрезвычайных ситуациях. ПРб 10. Сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения. Знание основ и правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте. ПРб 11. Овладение знаниями о способах безопасного поведения в природной среде; умением применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в Готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению. Наличие мотивации к обучению и личностному развитию. Овладение универсальными регулятивными действиями: 12 ПРб 12. Знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знание порядка действий при угрозе пожара и пожаре в бы ту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знание прав и обязанностей граждан в области пожарной безопасности. ПРб 13. Владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; сформированность процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности самоорганизации: - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; - расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; - делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; - оценивать приобретенный опыт; - способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. В части физического воспитания: - сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; - потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; - активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. ПК 4.4. Разрабатывать природоохранные мероприятия. представлений об инфекционных и неинфекционных заболеваниях, способах профилактики; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биологосоциального и военного характера; умение применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи; ПРб 04. Сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки (включая общевоинские уставы, основы строевой, тактической, огневой, инженерной, военномедицинской и технической подготовки), правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий, овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием. Навыки: разработки природоохранных мероприятий и контроля их выполнения. Умения: осуществлять меры по защите земель от природных явлений, деградации, загрязнения; осуществлять контроль выполнения природоохранных требований при отводе земель под различные виды хозяйственной деятельности. Знания: требования в области охраны окружающей среды 13 . 14 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 68 в т.ч. Основное содержание 56 в т. ч.: теоретическое обучение 20 практические занятия 36 Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) в т. ч.: 10 практические занятия 10 Индивидуальный проект (да/нет) Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) нет 2 15 2.2. Тематический план и содержание дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии). 2 Объем часов Формируемые компетенции 1 Основное содержание Раздел 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства 3 4 1. Государственная и общественная безопасность 2 2. Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций Содержание учебного материала Комбинированное занятие Российская Федерация в современном мире. Правовая основа обеспечения национальной безопасности. Принципы обеспечения национальной безопасности. Реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации. Взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных приоритетов. Государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с ними. Общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения Содержание учебного материала Практическое занятие Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования. Территориальный и функциональный принцип организации РСЧС. Еѐ задачи и примеры их решения. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Задачи гражданской обороны. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны Раздел 2. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе 3. Современные представления о Содержание учебного материала 4 2 2 2 Комбинированное занятие 16 ОК 01; ОК 03; ОК 06; ОК 07; ОК 08 ОК 03; ОК 06; ОК 07; ОК 08 ОК 01; ОК 03; ОК 06 ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 07 ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 07 культуре безопасности Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества и государства. Соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза). Соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация». Представление об уровнях взаимодействия человека и окружающей среды. Понятие «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение». Общие принципы (правила) безопасного поведения. Индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения задачи обеспечения безопасности. Влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие. Действия, позволяющие предвидеть опасность. Действия, позволяющие избежать опасности. Действия в опасной и чрезвычайной ситуации. Раздел 3. Безопасность в быту 4. Источники опасности в быту. Профилактика и первая помощь при отравлениях и травмах Содержание учебного материала 5. Пожарная безопасность в быту Содержание учебного материала 2 ОК 01; ОК 04; ОК 06; ОК 07 ОК 06; ОК 07 2 ОК 07 6 Комбинированное занятие Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила безопасного поведения. Причины и профилактика бытовых отравлений. Первая помощь, порядок действий в экстренных случаях в ситуациях бытового отравления. Предупреждение бытовых травм. Правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц и другое). Первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях. Практическое занятие Основные правила пожарной безопасности в быту. Термические и химические ожоги. Основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и электрическими приборами. Последствия электротравмы. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации. Первая помощь при 17 ожогах. 6. Безопасное поведение в местах общего пользования Содержание учебного материала Практическое занятие Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и др.). Коммуникация с соседями. Меры по предупреждению преступлений. Правила безопасного поведения в ситуации коммунальной аварии. Порядок вызова аварийных служб и взаимодействие с ними. Раздел 4. Безопасность на транспорте 2 ОК 01; ОК 04 4 7. Безопасность дорожного движения 2 ОК 01; ОК 04; ОК 06; ОК 07 ОК 01; ОК 06; ОК 07 2 ОК 04; ОК 07 Содержание учебного материала Практическое занятие История появления правил дорожного движения и причины их изменчивости. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте. Безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в тѐмное время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности). Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством участников) 8. Правила безопасного поведения на разных видах транспорта Содержание учебного материала Практическое занятие Основные источники опасности на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности в метро. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности на водном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при 18 возникновении опасной или чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации Раздел 5. Безопасность в общественных местах 9. Опасности социально- Содержание учебного материала психологического Практическое занятие характера Общественные места и их классификация. Основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого типа. Общие правила безопасного поведения. Опасности в общественных местах социальнопсихологического характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминальные ситуации; случаи, когда потерялся человек – ребенок, взрослый, пожилой человек, человек с ментальными нарушениями и т.п.) 10. Действия при угрозе Содержание учебного материала или совершении Практическое занятие террористического акта, Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях совершения пожара в общественных террористического акта. Порядок действий при угрозе возникновения пожара местах, обрушении в различных общественных местах, на объектах с массовым пребыванием конструкций людей (лечебные, образовательные, культурные, торгово-развлекательные учреждения). Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных конструкций Раздел 6. Безопасность в природной среде 11. Основные правила безопасного поведения в природной среде Содержание учебного материала Комбинированное занятие Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоѐмах. Общие правила безопасности в походе. Особенности обеспечения безопасности в лыжном походе. Особенности обеспечения безопасности в водном походе. Особенности 19 4 2 ОК 03; ОК 04; ОК 06 ОК 04; ОК 06 2 ОК 03; ОК 06 4 ОК 01; ОК 07; ОК 08 2 ОК 07; ОК 08 обеспечения безопасности в горном походе. Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS). Порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде. Сооружение убежища. Получение воды и питания. Способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях. Первая помощь при перегревании, переохлаждении 12. Природные Содержание учебного материала чрезвычайные ситуации Практическое занятие Природные чрезвычайные ситуации. Общие правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера (предвидеть; избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи). Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения. Правила безопасного поведения. Последствия природных пожаров для людей и окружающей среды. Опасные геологические явления и процессы: землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, камнепады. Опасные гидрологические явления и процессы: наводнения, паводки, половодья, цунами, сели, лавины. Опасные метеорологические явления и процессы: бури, ливни, град, мороз, жара. Чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности прогнозирования, предупреждение Раздел 7. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи 13. Факторы, влияющие Содержание учебного материала на здоровье человека. Комбинированное занятие Инфекционные Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение», заболевания «профилактика». Биологические, социально-экономические, экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека. Составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность, психологическое благополучие. Общие представления об инфекционных заболеваниях. Механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний. Чрезвычайные ситуации биолого-социального 20 2 ОК 01; ОК 07 6 2 ОК 04; ОК 06; ОК 08 ОК 04; ОК 06; ОК 08 14. Неинфекционные заболевания: факторы риска и меры профилактики 15. Психическое здоровье и психологическое благополучие характера. Меры профилактики и защиты. Роль вакцинации. Национальный календарь профилактических прививок. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям. Значение изобретения вакцины для человечества Содержание учебного материала Комбинированное занятие Неинфекционные заболевания. Самые распространѐнные неинфекционные заболевания. Факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы риска возникновения онкологических заболеваний. Факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы. Факторы риска возникновения эндокринных заболеваний. Меры профилактики неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний. Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия, кровотечения и др.). Состояния, при которых оказывается первая помощь. Основные правила оказания первой помощи Содержание учебного материала Практическое занятие-тренинг Психическое здоровье и психологическое благополучие. Критерии психического здоровья и психологического благополучия. Основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие. Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учѐбы; профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям, перенѐсшим психотравмирующую ситуацию). Меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья 21 2 ОК 06; ОК 08 2 ОК 04; ОК 06; ОК 08 Раздел 8. Безопасность в социуме 16. Конфликты и способы их разрешения 17. Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия 18. Психологические механизмы воздействия на большие группы людей 6 Содержание учебного материала Практическое занятие-тренинг Понятие «конфликт». Стадии развития конфликта. Конфликты в межличностном общении; конфликты в малой группе. Факторы способствующие и препятствующие эскалации конфликта. Способы поведения в конфликте. Деструктивное и агрессивное поведение. Конструктивное поведение в конфликте. Роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, виды эмоциональной регуляции. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта. Ведение переговоров при разрешении конфликта. Опасные проявления конфликтов. Способы противодействия проявлению насилия Содержание учебного материала 2 2 ОК 04; ОК 06; ОК 07; ОК 08 2 ОК 04; ОК 06; ОК 07; ОК 08 Практическое занятие Определение понятия «общение». особенности общения людей, принципы и показатели эффективного общения. Общие представления о понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая группа». Способы психологического воздействия. Психологическое влияние в малой группе. Положительные и отрицательные стороны конформизма. Эмпатия и уважение к партнѐру (партнѐрам) по общению как основа коммуникации. Убеждающая коммуникация. Этапы убеждения. Подчинение и сопротивление влиянию. Манипуляция в общении. Цели, технологии и способы противодействия. Манипулятивное воздействие в группе. Манипулятивные приѐмы. Манипуляция и мошенничество Содержание учебного материала Практическое занятие Психологическое влияние в больших группах. Способы воздействия на 22 ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 07; ОК 08 ОК 03; ОК 04; ОК 06 человека в большой группе (заражение; убеждение; внушение; подражание). Деструктивные и псевдопсихологические технологии. Противодействие вовлечению молодѐжи в противозаконную и антиобщественную деятельность Раздел 9. Безопасность в информационном пространстве 19. Безопасность в Содержание учебного материала цифровой среде Практическое занятие Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды на жизнь человека. Приватность, персональные данные. «Цифровая зависимость», еѐ признаки и последствия. Опасности и риски цифровой среды, их источники. Правила безопасного поведения в цифровой среде. Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, правила защиты от мошенников. Правила безопасного использования устройств и программ 20. Опасности, Содержание учебного материала связанные с Комбинированное занятие коммуникацией в Поведенческие риски в цифровой среде и их причины. Опасные персоны, цифровой среде имитация близких социальных отношений. Неосмотрительное поведение и коммуникация в Сети как угроза для будущей жизни и карьеры. Травля в Сети, методы защиты от травли. Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их признаки. Механизмы вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка, манипуляция, воронки вовлечения. Радикализация деструктива. Профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества. Правила коммуникации в цифровой среде 21. Достоверность Содержание учебного материала информации в цифровой Практическое занятие среде Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации. Проверка на достоверность. «Информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда. Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы. Понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков. Правила и инструменты для 23 6 2 ОК 2; ОК 03; ОК 06 ОК 2; ОК 03; ОК 06 2 ОК 2; ОК 03; ОК 06 2 ОК 2; ОК 03; ОК 06 распознавания фейковых текстов и изображений. Понятие прав человека в цифровой среде, их защита. Ответственность за действия в Интернете. Запрещѐнный контент. Защита прав в цифровом пространстве Раздел 10. Основы противодействия экстремизму и терроризму 22. Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества Содержание учебного материала 6 2 Комбинированное занятие Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества. Понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь. Варианты проявления экстремизма, возможные последствия. Преступления террористической направленности, их цель, причины, последствия. Опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность: способы и признаки. Предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность 23. Правила безопасного Содержание учебного материала поведения при угрозе и Практическое занятие совершении Формы совершения террористических актов. Уровни террористической террористического акта угрозы. Правила поведения и порядок действий при угрозе или совершении террористического акта, проведении контртеррористической операции 24. Противодействие Содержание учебного материала экстремизму и Комбинированное занятие терроризму Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. Основы государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, ее цели, задачи, принципы. Права и обязанности граждан и общественных организаций в области противодействия экстремизму и терроризму Раздел 11. Основы военной подготовки 24 ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 08 ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 08 2 ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 08 2 ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 08 8 ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 07; ОК 8 25. Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны 26. Виды, назначение и характеристики современного оружия 27. Виды оружия массового поражения и поражающие факторы. Средства индивидуальной и коллективной защиты 28. Беспилотные системы и радиосвязь Содержание учебного материала Комбинированное занятие Роль Вооружѐнных Сил Российской Федерации и других войск, воинских формирований и органов повышения мобилизационной готовности Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. Воинские звания и военная форма одежды. Сущность единоначалия. Командиры (начальники) и подчинѐнные. Старшие и младшие. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Особенности прохождение службы по призыву, освоение военно-учетных специальностей. Особенности прохождение службы по контракту. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России. Военно-учебные заведение и военно-учебные центры Содержание учебного материала Практическое занятие Стрелковое оружие. Назначение и тактико-технические характеристики современных видов стрелкового оружия (АК-12, ПЯ, ПЛ). Перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия 2 ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 07 2 ОК 01; ОК 06; ОК 08 Содержание учебного материала Практическое занятие Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения. Его роль в современном бою. Поражающие факторы ядерных взрывов. Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия. Основные виды средств индивидуальной и коллективной защиты. Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами Содержание учебного материала 2 ОК 07; ОК 08 2 ОК 02 Практическое занятие 25 Прикладной модуль: 29. Особенности профессиональной деятельности в рамках получаемой специальности или профессии, потенциальные опасности и их последствия Прикладной модуль: 30. Мероприятия и алгоритм оказания первой помощи при возникновении несчастного случая на История возникновения и развития беспилотных авиасистем (БАС). Виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Способы боевого применения БПЛА. Конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа. Морские беспилотные аппараты (автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА), безэкипажные катеры (БЭК). История возникновения и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение и основные требования. Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций *Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 10 час Содержание учебного материала 4 Комбинированное занятие Обзорная экскурсия на предприятия или объекты экономики региона. Теоретическая часть обзорной экскурсии (виртуальная экскурсия): Изучаемая отрасль (по профессии или специальности) в России, ее перспективы и развитие. Объекты экономики страны, региона, изучаемой направленности. Сфера профессиональной деятельность, родственные профессии, классификация профессии, требования к индивидуальным особенностям специалиста, медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке, область применения, требуемое профобразование, карьерный рост Практическая часть обзорной экскурсии (место проведения): Условия труда, профессиональные риски, опасные и вредные производственные факторы, Методы уменьшения опасностей на рабочем месте, выбор средств индивидуальной и коллективной защиты. Типовые отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной Содержание учебного материала 2 Практическое занятие Первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и первой помощи. Состояния, при которых оказывается первая помощь. Оказания первой помощи в сложных случаях (травма глаза, «сложные кровотечения», иные несчастные случаи на производстве). Первая помощь с 26 ОК 01; ОК 02, ОК 03, ОК 04; ОК 06; ОК 07; ПК 4.4. ОК 06; ОК 08; ПК 4.4. производстве использованием подручных средств, первая помощь при нескольких травмах одновременно. Действия при прибытии скорой медицинской помощи Прикладной модуль: Содержание учебного материала 31. Знакомство с Практическое занятие повседневным бытом Тематическая экскурсия с показом учебных классов, казармы, специальной военнослужащих военной техники, посещение музея части. (прим: Экскурсия в Военный комиссариат в рамках акции «Есть такая профессия - Родину защищать», «День призывника»; организация встреч с представителями воинских частей, участниками СВО) Содержание учебного материала Практическое занятие Составление статьи-отчета об экскурсии в ВЧ (по плану); Статья-отчѐт об экскурсии в музей воинской славы (по плану); Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ. Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачѐт) Всего: 27 2 2 2 68 ОК 03; ОК 04; ОК 06; ОК 08; ПК 4.4. 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы безопасности и защиты Родины. Эффективность преподавания курса Основы безопасности и защиты Родины зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью. Оборудование учебного кабинета: ● наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, и др.); ● образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм и оборудования: общевойсковой прибор химической разведки; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности); ● макет автомата Калашникова; ● макет снаряжение магазина (рожка) Технические средства обучения: ● учебная доска ● персональный компьютер ● телевизор ● выход в локальную сеть. 3.2. Информационное обеспечение обучения 1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. Интернет-ресурсы www. mchs. gov. ru (сайт МЧС РФ). www. mvd. ru (сайт МВД РФ). www. mil. ru (сайт Минобороны). www. fsb. ru (сайт ФСБ РФ). www. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии). 28 www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека). www. globalteka. ru/index. html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов). www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www. iprbookshop. ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks). www. school. edu. ru/default. asp (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность). www. ru/book (Электронная библиотечная система). www. pobediteli. ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»). www. monino. ru (Музей Военно-Воздушных Сил). www. simvolika. rsl. ru (Государственные символы России. История и реальность). www. militera. lib. ru (Военная литература). 2. Нормативные документы: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 ―Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования‖». 29 Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410. Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552. Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496. Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16. Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750. 30 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012. Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866). 3.3. Площадки для практических занятий: - Военизированная полоса препятствий в соответствии с требованиями начальной военной подготовки или элементы полосы препятствий; 31 - Площадка для занятий строевой подготовкой при проведении учебных сборов и в рамках практических занятий; 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Общая/профессиональная компетенция ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий Р 1, Тема 1.2; Р 2, Тема 2.1; Р 3, Тема 3.3; Р 4, Тема 4.1; Р 6, Тема 6.2; Р 11, Тема 11.2; ПМ Р1 Р 9, Тема 9.1; 9.2; 9.3 Р 11, Темы: 11.2; 11.3; ПМ Р1 Р 1, Темы: 1.1; 1.2; Р 2, Тема 2.1; Р 5, Тема 5.2; Р 8, Тема 8.1; Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3; Р 10, Темы: 10.1; 10.2; 10.3; Р 11, Тема 11.1; ПМ Р1; Р3 Р 4, Тема 4.2; Р 5, Тема 5.1; Р 7, Темы: 7.1; 7.3; Р 8, Темы: 8.1; 8.2; 8.3; Р 10, Темы: 10.1; 10.2; 10.3; Р 11, Темы: 11.1; ПМ Р1; Р3 Р 1, Темы:1.1;1.2; Р 2, Тема 2.1; Р 3, Тема 3.1; Р 4, Тема 4.1; 32 - Кейс-задание; – Старт-задание; - Фронтальный опрос; - Задание-исследование; - Задание-эксперимент; – Тест-задание; - Ситуационные задачи - Выполнение заданий на дифференцированном зачете традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ПК 4.4. Разрабатывать природоохранные мероприятия. Р 5, Темы: 5.1; 5.2; Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3; Р 8, Темы: 8.2; 8.3; Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3; Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3; Р 11, Темы: 11.1; 11.2; ПМ Р1; Р2; Р3 Р 1, Тема 1.1; Р 2, Тема 2.1; Р 3, Темы: 3.1; 3.2; Р 4, Темы: 4.1; 4.2; Р 6, Темы: 6.1;6.2; Р 8, Темы: 8.2;8.3; Р 11, Темы: 11.1; 11.3 ПМ Р1 Р 1, Тема 1.1; Р 6, Тема 6.1; Р 7, Темы: 7.1;7.2;7.3; Р 8, Темы: 8.2;8.3; Р 10, Темы: 10.1;10.2; 10.3; Р 11, Темы: 11.2;11.3 ПМ Р2; Р3 Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 П-о/с, Р 5П-о/с 33 5. Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» Какие составляющие необходимы для возникновения пожара? Горючее вещество Источник зажигания Окислитель Всѐ вышеперечисленное Укажите минимальный возраст, с которого наступает уголовная ответственность за преступления террористической направленности? 12 лет 34 14 лет 15 лет 16 лет 35 Укажите вид Вооружѐнных Сил Российской Федерации? Военно-морской флот Ракетные войска стратегического назначения Мотострелковые войска Автомобильные войска Какие группы опасных природных явлений наиболее распространены в Российской Федерации? космические, подземные, надземные, вулканические, снежные чрезвычайные, местные, ситуационные, ландшафтные, биологические геологические, метеорологические, гидрологические, природные океанические, атмосферные, динамические, визуальные, медицинские 36 Как расшифровывается аббревиатура МЧС России? Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство Российской Федерации по делам гражданской защиты, чрезвычайным последствиям и ликвидации стихийных бедствий Министерство Российской Федерации по делам народной дружины, чрезвычайным стихийным бедствиям и ликвидации последствий Министерство Российской Федерации по делам гражданской защиты, ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций Укажите общие признаки открытого перелома? сильная боль, кровотечение, кость сообщается с внешней средой неприятные ощущения, нарушение функции конечности, кожа синяя, появление "стуапеньки" боль,припухлость, кровоизлияние, изменение длины конечности отѐк, боль, пружинящее сопротивление при попытке пассивного движения Здоровье человека (по определению Всемирной Организации здравоохранения – ВОЗ) – это состояние полного и благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. активного, хорошего и душевного физического, духовного и социального асоциального, пассивного и приятного здорового, правильного и спокойного Укажите способы ориентирования на местности: по компасу по небесным светилам 37 , по часам по горящей спичке по течению реки по интуиции по запаху по ветру 38 Какой приѐм первой помощи должен быть выполнен в первую очередь у пострадавшего с открытым переломом бедра с повреждением бедренной артерии? наложение стерильной повязки иммобилизация конечности обезболивание (приѐм обезболивающих средств при отсутствии лекарственной аллергии) наложение кровоостанавливающего жгута Призыву на военную службу подлежат граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 26 лет от 18 до 30 лет от 18 до 25 лет от 18 до 27 лет Какие критерии определяют локальный характер чрезвычайной ситуации? количество пострадавших людей – не более 10 человек размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь – не более 50 тыс. рублей количество пострадавших людей не более 5 человек размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь – не более 100 тыс. рублей 39 Какими путями могут передаваться человеку инфекционные заболевания? воздушно-капельным аэрозольным контактным подводным механическим укус рыбки фекально-оральным Укажите явные признаки артериального кровотечения кровь вытекает под большим давлением, пульсирующей струѐй кровь медленно и пассивно истекает из раны кровь имеет ярко красный или алый цвет кровь имеет тѐмно-красный с синим оттенком цвет кровь голубого цвета кровь вытекает по каплям, медленно Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области военной подготовки подготовку в военных комиссариатах подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах подготовку в учебных пунктах подготовку на сборах получения знаний и навыков из компьютерных игр Что из перечисленного относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания? фильтрующий противогаз 40 изолирующий противогаз респиратор костюм легкий защитный Л-1 боевая одежда пожарного 41 носовой платок 42 бумажная салфетка солнцезащитные очки балаклава 43 Какой может быть санитарная обработка в зависимости от условий и времени? частичной временной полной ограниченной поверхностной Какие действия запрещается выполнять при наличии у пострадавшего термического ожога с повреждением целостности кожи? накрывать место повреждения чистой салфеткой прикладывать поверх салфетки холод погружать место повреждения в холодную воду отрывать прилипшую к ране одежду давать тѐплое питьѐ Наводнение - это... Если у вас в доме или квартире возник пожар, ваши действия? 44 Укажите правильно последовательность действий сердечно-легочной реанимации: восстановление проходимости дыхательных путей Соотнесите виды кровотечений с их характеристиками Смешанное 1 Кровь имеет темный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно Венозное 2 Кровь сочится по всей поверхности раны Артериальное 3 Возникает при множественных повреждениях, Паренхиматозное Капиллярное как при поверхностных, так и глубоких 4 Кровь алого цвета, вытекает из раны пульсирующей струей 5 Возникает при повреждении внутренних органов, не видно снаружи Фамилия имя и отчество преподавателя ОБЖ Какие факторы более опасные для человека в бытовых условиях: опасные вредные критические 45 24. Токсические вещества вызывают: травмы аллергию отравления изменения в генах 25. все способы эффективны. мытье рук ношение медицинской маски тщательное мытье фруктов и овощей 46 Критерии оценивания дифференцированного зачета Если правильных ответов меньше 40 %, оценка – 2; Если правильных ответов 40 % и ближе к 50 %, оценка – 3; Если правильных ответов 50 % и ближе к 65 %, оценка – 4; Если правильных ответов 65 % и больше, оценка – 5. 47